Темы: Благословение на еду
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос: почему на банан произносят благословение «при а-адама» («плод земли»)?
Здравствуйте!
Все мы привыкли считать, что бананы растут на пальмах и являются такими же «полноценными» фруктами, как яблоки, апельсины и т.д. Но на самом деле это не так. Согласно ботанической классификации, банан — это ягода, а банановая пальма — это многолетняя трава. С точки зрения Галахи (еврейского Закона), банан — это овощ и благословение, которое на него произносят, — «борэ при а-адама» («Благословен… Создающий плод земли»). Почему банан — овощ? Потому, что его стебли плодоносят только один раз, после чего отмирают.
Бананы растут так: из массивного корневища вырастает несколько стеблестволов с широкими листьями, длина стволов может достигать 10 метров. Под корой мощного ствола — мягкая структура, состоящая почти на 90% из воды. Толстое дерево можно срубить одним взмахом ножа. Во время цветения из каждого стеблествола прорастает длинный цветонос, похожий на хобот, на котором образуется гроздь бананов весом около 20-30 кг. После того, как гроздь срезают, ствол засыхает и отмирает. Больше плодов он не дает. Зато из корневища вырастает другой молодой стебель, на котором в будущем вырастет новая гроздь.
Как мы видим, банан обладает свойствами и многолетнего, и однолетнего растения: корневище многолетнее, а ствол однолетний и плодоносит только один раз.
А теперь давайте разберемся, что должно быть многолетним по Галахе: корневища или стебли?
В Шульхан Арухе приводится два основных признака фруктового дерева, на плоды которого произносят «Борэ при а-эц» («Благословен… Создающий плод дерева»):
Можно сказать, что первому критерию банановое дерево удовлетворяет — у него есть ствол. Но удовлетворяет ли оно второму критерию, существует спор. Раби Ицхак (см. Тур, Орах Хаим 203) считает, что растение, у которого многолетнее только корневище, а стебли однолетние, не является деревом, поэтому на его плоды следует произносить «Борэ при а-адама». А Рош считает, что такое растение является деревом и на него следует произносить «Борэ при а-эц». В конечном счете, Шульхан Арух постановляет (203:3), что благословение на бананы — «Борэ при а-адама».
Однако, несмотря на, казалось бы, ясное постановления Шульхан Аруха, споры, к какой категории отнести банановое дерево, не утихли. Некоторые законодатели (раби Авраам-Хаим Наэ, «Кцот а-Шульхан» 49:30, «Шульхан Арух а-Рав» 6:66 и др.) считают, что банан — это «сафэк», т.е. остается сомнение, дерево это или нет, а постановление Шульхан Аруха основано на принципе, согласно которому в случае сомнения следует предпочесть более общее благословение более частному. В данном случае «Борэ при а-адама» является более общим благословением, т.к. плоды дерева, в конечном счете, являются и плодами земли — ведь дерево растет на земле. Согласно мнению этих законодателей, если человек случайно произнес на банан благословение «Борэ при а-эц», то поправляться и произносить благословение «Борэ при а-адама» не надо.
Однако другие законодатели считают, что постановление Шульхан Аруха основано не на галахическом принципе, а на однозначном отнесении бананового дерева к определенной категории, поэтому, если человек случайно произнес «Борэ при а-эц» перед тем, как есть банан, то надо исправить ошибку и произнести «Борэ при а-адама». Также, согласно этому мнению, на банан не распространяются законы «Орла» (см. «Вэ-зот а-браха», «Берур Галаха» 31:2 от имения рава Элияшива и «Ор лэ-Цийон»).
В любом случае, как мы уже сказали выше, изначально на банан нужно произносить благословение «Борэ при а-адама», поскольку с точки зрения Галахи банан — это скорее овощ, чем фрукт.
С уважением, Моше Сытин
[1] Важно уточнить, что по Галахе не имеет значения, какова толщина ствола, его высота и прочность, главное — чтобы от ствола отходили ветви с плодами и растение плодоносило в течение нескольких лет. Поэтому виноград считается деревом, хотя лоза нуждается в опоре. Многолетние кустарники также считаются деревьями.
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
На вино произносят благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве, фонограммы видеоуроков»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Натан Агрес
Ведь хлеб — это уже дело рук человека?
Рав Яков Шуб
Если нет другого выхода?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве, фонограммы видеоуроков»
Рав Натан Агрес
Почему в благословениях на хлеб и на овощи земля называется по-разному?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?