Из цикла «Еврейский дом», темы: Обида, Муж и Жена, Прощение, Еврейский дом, Рав Симха Коэн, Примирение, Ссора
Часто бывает, что супруги просят прощения друг у друга, не обращаясь к чувствам потерпевшего. Это может произойти, например, во время случайной встречи в коридоре. Такая просьба плохо выражает сожаление и извинение, и может создасться впечатление, что она не идет от сердца, а произносится лишь для того, чтобы освободиться от криков обиженного и чтобы продолжать спокойно жить без неприятного ощущения, связанного с обидой. Поэтому, если действительно просят прощения у пострадавшего и хотят, чтобы эта просьба была обращена к его чувствам, следует делать это по специальному приглашению, а не походя. Другими словами, необходимо сесть и специально поговорить о допущенной ошибке.
Чтобы просьба о прощении дошла до сердца, можно попробовать записать ее письменно и передать обиженному. Преимущество письма заключается в том, что с его помощью можно в точности отреагировать на чувствительные моменты, на которые обиделся адресат, что сложнее выразить при устных извинениях из-за смущения и замешательства, которые ощущает извиняющийся. Еще одно преимущество заключается в том, что, как правило, прочувствованное письмо прочитывается несколько раз, и с каждым прочитыванием просьба о прощении глубже проникает в душу пострадавшего. Вместе с тем, письмо не может служить в качестве средства для извинений на постоянной основе, поскольку пострадавшему будет казаться, что у супруга недостаточно смелости высказать свои извинения в лицо.
Супругам, которые хотят освободиться от гнета длительной ссоры, но у них не получается это сделать из-за спора, кто обидел кого, или из-за того, что одному из них по какой-то причине трудно просить прощения, я предлагаю назначать «дежурного» по извинениям, который попросит прощения у партнера. Если есть необходимость, я устанавливаю вместе с ними, через какое время после ссоры «дежурный» подойдет просить прощения. Хотя в первые разы такое средство кажется искусственным и неестественным, тем не менее, оно действует к взаимному удовлетворению всех пользующихся им. Ведь процесс, который приучает супругов быстро мириться и возвращаться к обычному спокойному поведению, приводит к тому, что и тот из супругов, кто ранее имел сложности с извинениями, понемногу приучается просить прощения.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»