Темы: Воспитание детей, Дети, Мира Вайсбин, Ссоры и драки
У нас, барух Ашем, четверо мальчишек. Старшему — чуть больше шести, младшему — почти два. Так что не скучно.
Последнее время (в общем, уже достаточно давно) старший все время пристает ко второму брату. Второй на самом деле достаточно покладистый и нередко уступает пальму первенства, но этого недостаточно. В 80% случаев он ничего такого не делает, не мешает старшему, но того все равно что-то раздражает, и он начинает кричать, бить его и т.д. Второй начинает отвечать — и в итоге от криков сотрясаются стены всего дома. Надо отметить, что кричит обычно именно второй. Мне вначале казалось, что старшему все это просто нравится, но недавно я поняла, что он тоже страдает — поведение второго его действительно очень выводит из себя, ему действительно кажется, что всё против него.
Мое вмешательство обычно прекращает ссору, но ничем хорошим не заканчивается — ревут оба : (.
И я — почти.
Не обращать внимания по совету опытных лиц пыталась, но не могу, не выдерживаю. Не стоит говорить, что все эти сцены отнимают последние силы.
Посоветуйте что-нибудь…
К.
Уважаемая К.,
Я очень Вам сочувствую и ощущаю Вашу проблему как свою, т.к. сама сталкивалась с этим.
Вспоминается, как сама чуть не рыдала, видя, как дети пристают друг к другу, дерутся.
Однажды даже поговорила со своей старшей дочкой: «Ну что же вы всё время дерётесь? Вы же хорошие дети, растёте на всём самом лучшем!» (имея в виду принципы Торы «люби ближнего…», уступи, милосердие и т.п.). Моя разумная восьмилетняя девочка резонно ответила: «Мама, мы просто нормальные дети. Ты же не хочешь, чтобы мы были ненормальными и ходили всё время по струночке. Ну, представь себе, что я всегда всё делаю правильно и спокойно. Ты же сама испугаешься — что со мной случилось?».
Я тогда не очень поняла свою «маленькую учительницу», но запомнила.
А впоследствии осознала важность этой информации.
Дети — как саженец, который, вырастая и превращаясь в замечательное плодовое дерево, проходит свои стадии развития. Саженец поначалу растёт криво, всё время «норовит» упасть или засохнуть. Надо его удобрять, поддерживать, охранять, обрезать. Его плоды поначалу горькие, кислые, сморщенные (плоды уподоблены действиям, поведению). Но станут, в конце концов, сочными, спелыми, сладкими, если мы деревцем занимаемся в соответствии с «агрикультурой», а главное, спокойно «терпим» все переходные этапы. И если не оборвём в раздражении раньше времени эти горькие, зелёные сморчки.
Это не значит, что не надо воспитывать детей. Надо, но не увлекаясь уничтожением всех тех «веток», которые нам представляются лишними.
Уподобление ребёнка саженцу — из замечательной книги известного раввина рава Шломо Вольбэ Зрия у-биньян бэ-хинух.
И ещё важный момент. Дети видят вещи совсем не так, как мы. В их мире — всё по-другому. Когда мы определяем состояние ребёнка как «страдает», «всё его раздражает», «выводит из себя», это — только наша интерпретация. Эти понятия — из лексикона взрослых. У детей всё попроще. У них есть свои «горькие и кислые плоды», которыми им хочется «поделиться» с другими, проверить, как это «работает», и даже — получить удовольствие от этого процесса.
Это здоровый процесс их созревания, и нам не надо сопровождать его своими эмоциями. Если Вы будете относиться к детскому поведению менее трепетно, не комментировать его «взрослым образом» и меньше вмешиваться, Вы увидите, что они станут более спокойными.
Ваша эмоциональная независимость от детского поведения обязательно усилится, если Вы поймёте, что это единственно правильная форма поведения. Родители, умеющие более сдержанно, спокойно смотреть на детские «бури», служат детям необходимым для них якорем спасения или канатом, за который дети смогут ухватиться, чтобы вернуться в состояние равновесия. Если мы не будем уравновешенными, нашим детям будет недоставать «опоры».
Я думаю, что Вы замечательная мама замечательных, нормальных и здоровых детей.
Уменьшите свой эмоциональный заряд — и Вы будете отлично справляться с неуёмной энергией Ваших детей.
Желаю успеха, Мира Вайсбин
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?