Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад… Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили,

Пожалей нас, Царь наш, ибо мы преступали,

Ведь милуешь и прощаешь Ты!

Благословен Ты, Г-сподь — милосердный и умножающий прощение!

Две эти просьбы: «Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили», и «Пожалей нас, Царь наш, ибо мы преступали», на первый взгляд кажутся очень сходными.

Различие объясняет раби Авраам, сын Гаона из Вильны[1].

Ещё до греха Адама — первого человека, Всевышний предупредил, что, отведав от древа Знания, Человек умрёт. Нарушив запрет, Адам, прежде чем умер, получил ряд дополнительных наказаний. Почему? Разве мало пришедшей в мир смерти?

Отвечает раби Авраам.

У каждого предписания Всевышнего две стороны: совет Врача, указ Царя.

Создатель, зная в точности, что нужно человеку, — как врач знает, что нужно больному, — предписал ряд необходимых «процедур», предостерегая от нежелательных поступков. Нарушение предписаний — словно наполняет ядом душу. В итоге — смерть. Духовная и физическая.

С другой стороны, Всевышний — не только Целитель, Он ещё и Царь. Восставший против воли Царя подлежит наказанию. Вкушение запретного плода — восстание против Всевышнего. Дополнительные наказания — следствие нарушения Царской воли.

В этом — разница между «грешили мы» (хатану) и «преступали мы» (пашану).

«Грешили» — пренебрегли потенциалом заповедей.

«Преступали» — восстали против воли Всевышнего, ослушались Царя.

В соответствии с этим, различен смысл фраз «прости нас» и «пожалей нас».

«Простить» — значит стереть из памяти, как будто никогда и не было.

Мальбим[2] говорит, что слово «простить» (лислоах) ни разу не употребляется ТаНаХом в отношениях между людьми. Человек не способен забыть обиду так, чтобы совершенно вытравить из памяти. Только Всевышний может простить человеческую глупость, некомпетентность, самонадеянность, заставившие пренебречь заповедями.

Восстание же против Б-га, открытое неповиновение Царю простить нельзя. Преступление, совершённое с полным сознанием ответственности, не подлежит стиранию. Можно только пожалеть раскаявшегося преступника и помиловать.

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили

סלח לנו אבינו כי חתאנו

Всевышним были даны идеальные правила жизни: предписания и запреты Торы. Пренебрежение первыми или нарушение вторых ввело нас в нестерпимое положение. Мы хотим вернуть всё назад, начать с чистой страницы. Стереть ошибки, не оставив искажённого следа. Отец наш, Всевышний, — только Он, — может осуществить это. Извлечь яд из нашей крови, разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад. Только Он может простить. Только Его бесконечная доброта к нам может начисто стереть последствия преступного легкомыслия.

Помилуй нас, Царь наш, ибо мы преступали

מחל לנו מלכנו כי פשענו

Преступление — в посягновении на честь Всевышнего. Но что это значит? Как муравей может задеть, например, человеческое достоинство? Дело здесь не в соблюдении субординации. Всевышнему не нужны наши почести. Уважение к Царю Вселенной жизненно необходимо нам самим. Это нам нужно «внести» Творца в этот мир. Это нам необходимо заботиться о Его «чести». Именно в этом — цель мироздания. Отрицание Его Власти, неблагодарность, желание стать «хозяевами самим себе» неисправимо калечит душу, напрочь выбивая «почву из-под ног» нашего существования. Этого, как уже было сказано, простить никак нельзя. Нельзя стереть из протокола подобное преступление, когда забвение может привести к повторению. Но раскаяться, помнить о заблуждении и просить Всевышнего не принимать во внимание на будущее — можно.

Таким образом «помиловать» — «лимхоль» — сдержать гнев, пренебречь обидой, а «простить» — «лислоах» — напрочь стереть из памяти.

Ведь милуешь и прощаешь Ты!

כי מוחל וסולח אתה

Мы знаем, что Всевышний добр. Если человек действительно хочет вернуться на путь истины, на путь Торы, Всевышний всегда «пойдёт навстречу» настоящему раскаянию.

Благословен ты, Г-сподь, милосердный и умножающий прощение.

ברוך אתה ה", חנון המרבה לסלוח

Милосердный (ханун).

Человеку, восставшему против Всевышнего, прощение не положено. Как можно простить слугу, давшего пощёчину царю. Но Всевышний сквозь все препоны, как милостивый дар, посылает прощение искренне раскаявшемуся грешнику.

Множащий прощение (амарбе лислоах)

Оскорблённый человек один раз может простить. То же оскорбление, нанесённое повторно, прощается с трудом. Но оскорбление, вернувшееся трижды и четырежды, человек простить не способен.

Однако, Всевышний — да. Он открывает ворота прощения даже после глобального неповиновения, даже после неисчислимых поступков, противоречащих Его воле.

Какой же образ вместит сказанное?

Рассказывают, как один раби нашёл верный способ уберечь еврейского юношу от женитьбы на нееврейке. Он пригласил его вечером в пустую Синагогу, где в большом молчащем зале над ароном а-койдеш — горел одинокий свет. Раби раскрыл арон а-койдеш, вынул Свиток Торы и вручил юноше. А потом решительно и с болью воскликнул: «Брось сейчас же Свиток на пол!». Юноша задрожал, не желая понимать. Он готов сделать всё, что угодно, только не это! Его немое изумление прервал голос раби: «Женившись на нееврейке, ты втаптываешь Тору в грязь, ты бросаешь её в мусор! Ты топчешь её, рвёшь на части!».

Чтобы взывать о прощении, следует понимать тяжесть проступка. Чтобы молить о милосердии, нужно осознать собственное жестокосердие. Пренебрегая любой из заповедей, еврей словно топчет слова Торы, словно выкидывает на свалку бережно хранимое сокровище народа. Чтобы вернуться к Торе, требуется ощутить невосполнимость потери. Боль осознания так сильна, что стирает грех, словно его и не было. Искреннее раскаяние столь действенно, что способно вернуть расположение Творца и, в конечном счёте, привести к полному освобождению народа Израиля.


[1] Раби Авраам, сын Гаона из Вильно в комментариях на сидур

[2] Сефер Акармель, эрех «слах»


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...