Из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»», темы: Амида, Тшува, Еврейская молитва, Давид Штайнойз, Связь с Творцом
Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей,
И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе,
И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою!
Благословен Ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения!
Почему возвращение к Всевышнему связано с тремя именно этими просьбами?
К Отцу — возвратить. К Царю — приблизить, чтобы служить. А ещё — вернуть нас в раскаянии?
— Каждая из них касается своей, особой, грани в наших отношениях с Творцом. Отдаляясь от Б-га, еврей уподобляется троим:
Каждое из названных уподоблений соответствует определённому аспекту нашей связи со Всевышним.
В час дарования Торы, говорит Гемара[1], состоялась «свадьба» между общиной Израиля и Торой. Всевышний, отец невесты, «выдал» Тору, — любимую дочь, — «за» народ Израиля. Еврей, отвергнувший Тору, тем самым отвергает Всевышнего.
Всевышний — Властелин вселенной. Его приказы — заповеди, заключённые в Торе. Отбросив заповеди, еврей восстаёт против Хозяина мира.
Создатель заключил с народом Израиля союз любви. Цель Торы и заповедей не только и не столько сделать нас рабами Всевышнего или вручить нам Тору как Б-жественный документ. Главное назначение всего этого — прилепить нас к Нему.
Так любящий муж приближает к себе жену.
Нарушая заветы Б-га, мы разрываем «супружеский» союз. Идя против Торы, мы нарушаем брачный договор. Оставляя, не дай Б-г, еврейство, — изменяем любящему Супругу.
Раскаяние осуществляется этими же тремя путями. Мы возвращаемся к Б-гу через Его дочь — Тору. Выполняя заповеди, мы подчиняемся Его Воле, словно опомнившиеся рабы. И, наконец, просим вернуть нам Его расположение, как раскаявшаяся жена.
Три этих просьбы — три ниточки спасения, возвращающие к Нему.
Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей.
השיבנו אבינו לתורתך
Отец наш, мы ушли от Торы Твоей! Ты вручил её нам, как родную дочь, а мы отдалились от неё. Пренебрегли святостью, забыв, что, теряя связь с нею, мы отказываемся от Тебя. Верни же нас к Торе, чтобы через её святость вернуться к Тебе!
И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе
וקרבנו מלכנו לעבודתך
В Торе написаны указания Царя своему народу. Помоги нам, Царь наш, принять Твою волю, чтобы снова служить Тебе!
И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою
והחזירנו בתשובה שלמה לפניך
Вернувшись к Торе и заповедям, мы окажемся способными предстать «лефонэхо» — «перед Ним». Гаон из Вильны говорит, что «предстоять перед Ним», то есть достичь уровня «лефонэхо», могут только праведники, каждое мгновение жизни которых связано со Всевышним.
Это же провозглашает царь Давид[2]:
«Всегда я представлял Всевышнего перед собою».
Про наших праотцев также написано[3]:
Ходили они «лефонехо», то есть перед Всевышним.
К этому же стремимся и мы. Подобное стремление к любимому описывается в «Шир а — ширим». Мы просим вернуться к состоянию, когда каждое мгновение мы видим Его перед собою.
Благословен ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения.
ברוך אתה ה", הרוצה בתשובה
Всевышний жаждет нашего раскаяния. Он помогает нам отыскать верный путь назад, к Нему. И пусть эта помощь не всегда ощутима, и порой даже кажется, что её нет вообще, — это не так. Любое наше духовное достижение было бы невозможно, не будь этой незримой постоянной поддержки.
Мы хотим возвратиться к Творцу. Что же мешает, почему так необходима Его помощь?
Мудрецы часто рисуют человека в образе всадника на лошади. Лошадь — материальные запросы человека, его гордыня и похоть. Всадник — это Б-жественная душа, любящая и стремящаяся к Творцу. Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи!
Так и душа наша кричит: «Спасите! От гордыни, дурных побуждений, засилья материального!»
С этим чувством молится человек, прося Всевышнего возвратить его на путь Торы!
[1] Таанит 21:2
[2] Теилим 16:8
[3] Берешит 48:15
Перевод Ривки Клейман, литературная обработка рава Александра Красильщикова
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»