Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Рош а-Шана, в первый день месяца Тишрей, все наши поступки возлагаются на чаши весов. Заповеди кладут на одну чашу, и она оказывается переполнена.

Оправдание на суде

Знак месяца Тишрей — Весы. А каков размер весов? Бывают крохотные весы, чтобы взвешивать бриллианты; побольше — для лекарств; еще больше — в продуктовом магазине; а самые большие — весы в виде моста для грузовиков. Но и они даже близко не стоят к весам грядущего Дня Суда, на которых будут взвешиваться наши поступки за прошедший год. «По мгновениям проверяешь его» (Иов 7:18) — учитывается каждая секунда, каждое отдельное действие: «Ибо за каждое действие приведет Всесильный на суд» (Коэлет 12:14).

За одну минуту (а в году более полумиллиона минут) можно произнести двести слов во время изучения Торы.

Приведем историю.

В свое время праведный гаон Элияу Давид Слаткий учился в паре с праведным гаоном раби Давидом Беараном. В одном месте им было трудно понять мнение Тосафот, и они долго размышляли над ним, пока вопрос не прояснился, и их глаза осветились.

Раби Элияу Давид сказал: «А ведь за то время, пока мы занимались глубоким анализом, мы могли произнести тысячи слов и тем самым исполнить тысячи отдельных бесценных заповедей!»

Раби Давид ответил ему: «Несомненно, от каждого слова при изучении Торы создается великий и грозный ангел. И даже если мы весь день повторяем слова: “Сестра Лота — Тимна” (Берешит 36:22), нам дается награда за изучение Торы. Но если произнести их с пониманием и со всей глубиной, от этого возникают во много раз более величественные ангелы. А значит, горстка ангелов, созданных нашим усердным размышлением и анализом, превосходит по достоинствам тысячи ангелов, которые появились бы на свет от простого произношения слов Торы» (Адрат Кодеш 53).

В Рош а-Шана, в первый день месяца Тишрей, все наши поступки возлагаются на чаши весов. Заповеди кладут на одну чашу, и она оказывается переполнена. Ведь вера — это уже одна заповедь, а мы все верующие, дети верующих. И проживание на Святой Земле — отдельная заповедь. Кроме этого, есть шаббат и праздники, где каждое мгновение считается заповедью. И все их превосходит заповедь изучения Торы: каждое слово, даже слушание того, как другие читают Тору, — это повелительная заповедь, равносильная всем 613 заповедям вместе!

Значит, и вправду народ Израиля свят, и даже самые пустые среди него полны заповедей, как гранат. Об этом написал раби Йосеф Месас, главный раввин Талемсана в Марокко: «Комментаторы удивляются, как же мы говорим: “Как бедные и нищие, стучим мы в двери Твои” — ведь даже пустые среди нас полны заповедей, как гранат!»

К тому же, говорится, чтобы человек не открывал уста Сатану. Наши предки сказали: «Как Сдом, мы стали, Аморе уподобились». Что же ответил им пророк от имени Б-га? «Услышьте слово Б-жье, властители Сдома, внимайте учению Всесильного, народ Аморы» (Брахот 19). Зачем же мы тогда открываем уста Сатану, называя себя бедными и нищими, лишенными заповедей? Ведь тогда Сатан может заявить, что признание подсудимого подобно ста свидетельствам!

Объясняют это притчей о бедняке, который ходил по домам, собирая милостыню. Обычно бедным дают монеты не лучшего качества, поврежденные или стертые. Этот бедняк был одет в лохмотья и оборванное пальто с заплаткой поверх заплатки. У него была мечта — купить новое пальто к празднику. Он экономил каждую монету, ограничивая свой и без того скудный хлеб, пока не собрал требуемую сумму. Пошел он в магазин одежды и стал просить продавца жалобным голосом: «Пожалуйста, господин, соблаговоли продать мне одно из твоих пальто!»

Продавец проигнорировал его, отвернулся и стал обслуживать других покупателей.

Рядом стоял человек, который был изумлен этим зрелищем. Он обратился к бедному:

«Ты ведь не подарка ждал, а выразил желание купить пальто за полную стоимость?»

«Верно», — ответил бедняк.

«И скидки никакой не просил?»

«Ни копейки. Я покупаю по обычной цене на все мои сбережения», — ответил нищий.

«Удивительно! — воскликнул тот человек, — что это за перевернутый мир?! Обычно продавец бегает за покупателями и уговаривает их купить товар, пусть даже в долг. Он поворачивает товар всеми сторонами, перечисляет его достоинства, чтобы поймать покупателя, а тот уклоняется. Здесь же все перевернулось. Покупатель молит о том, чтобы ему продали по установленной цене и за наличные деньги, а продавец уклоняется. Возможно ли такое?»

«Все верно, — ответил бедняк, — но здесь нет ничего удивительного. Обычно продавец бегает за покупателем, но мне приходится просить и умолять, поскольку нет у меня ни золотых динариев, ни серебряных монет. Лишь мешочек, полный медяков, испорченных и покрытых ржавчиной, со стертыми изображениями. Только с большим трудом можно пустить их в торговлю. Ясно, почему продавец отворачивается и не спешит продавать мне пальто…»

Так и мы. Верно, что мы полны заповедей, как гранат, но эти многочисленные заповеди — плохая валюта. Когда проверяют каждую из них, она оказывается ущербной со всех сторон. Одна была исполнена в спешке, вторая — небрежно, третья — по привычке и без осознания, а четвертая — с примесью эгоистических интересов…

Поэтому мы и говорим: «Как бедные и нищие, стучим мы в двери Твои». Не как бедные, у которых вообще ничего нет, а как принесшие свои медяки и по-прежнему нуждающиеся в большом милосердии, чтобы на нас обратили внимание; чтобы наши заповеди сочли за полноценные и достойные. «В двери Твои стучим мы, Милостивый и Жалостливый, не отсылай нас с пустыми руками от Себя» (Нахалат Авот).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше