«Когда проказа будет на человеке» (13:9). Нааман, военачальник Арама, был поражен проказой. Его служанка родом из страны Израиля рассказала ему, что в Шомроне есть пророк, который в силах его вылечить. Послал царь Арама к царю Израиля вестника и сообщил, что шлет к нему своего военачальника для исцеления. Тогда царь израильский порвал на себе одежду и воскликнул: «Всесильный я что ли, чтобы умертвлять и оживлять, чтобы этот слал ко мне снять с человека проказу его?!»
Послал к нему пророк Элиша сообщение: «Зачем ты порвал одежды свои? Пусть придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». И Нааман действительно исцелился, после чего сказал пророку: «Вот узнал я, что нет Всесильного ни в одной стране, кроме Израиля!» (Млахим 2, 5).
Святой гаон раби Мордехай Сасон из Багдада тоже освящал Имя Всевышнего на глазах у народов. Однажды заболел один из сыновей великих князей в Багдаде, и никто не мог найти для него лекарства. Когда его родители увидели, что надежды больше нет, и что врачи отчаялись, они поспешили к дому рава со слезами и горьким плачем и стали умолять, чтобы он спас их драгоценного сына, стоящего на пороге смерти.
Раби Мордехай Сасон решил освятить Имя Небес в мире и показать перед всем народом, что есть Всесильный в Израиле, который «исполняет желания трепещущих перед Ним и вопль их слышит, спасая их». Но все это — при условии, что примут на себя обещание никогда не вредить евреям. Естественно, родители это условие приняли, и раби Мордехай Сасон начал молиться. В тот момент сыну полегчало, и через короткое время он вернулся к здоровому состоянию.
В знак признательности князь подарил раву дорогую рубашку с вшитым хрусталем в персидском стиле. Рав одел ее, чтобы благодаря этому помнили освящение Имени Небес.
Его начали называть «мудрец Сасон Аджамай» (то есть персидский — из-за персидской рубашки).
После исцеления проказы Наамана пророком Элишей не сообщается ни о каком продолжении. Каким образом его проказа прилипла к Гехази, ученику Элиши, который «проявил дерзость перед своим учителем и впал в нечистую болезнь» (Рамбам, Авот 2:10)? Мы сталкиваемся с этим в Афтаре к нашей недельной главе: «Четверо людей прокаженных» (Млахим 2, 6). Как говорит Гмара (Санедрин 106 б), это — Гехази и трое его сыновей. Он был выдающимся знатоком Торы, но пренебрег почтением к своему учителю, назвав его по имени, и был изгнан из обоих миров (Санедрин 90 а).
Отсюда мы учим, насколько это тяжкий грех — пренебрегать уважением к учителям и раввинам.
Сказал рав Йеуда: «Иерусалим был разрушен лишь за то, что презирали в нем мудрецов, как сказано: “И обижали посланников Всесильного, презирали слова Его, издевались над пророками Его, пока не поднялся гнев Б-жий на народ Его, и не было исцеления” (Майян а-Шавуа)».
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»