«Посчитай головы» (4:22). Начнем с удивительной притчи, которую приводит книга «Маалот а-Тора». Представьте себе, что великий и грозный царь увидел бедного человека, лежащего среди мусора и погруженного в страдания и болезни. Этот человек вызвал благоволение царя, и тот приказал отмыть его от всякой грязи и вылечить от всех болезней, пока тот не станет здоровым и полноценным. Царь облачил его почетными одеждами, одел на него ожерелья из драгоценных камней и жемчужин и передал ему свои сокровища. Он также приказал, чтобы этот человек мог управлять государственными делами, дал ему свою дочь в жены и возвысил над всеми министрами и царскими слугами, приказав всем вельможам прислуживать перед ним, как он того пожелает.
И вот, этот человек едет, одетый в царские платья и увенчанный драгоценными камнями, а вельможи идут перед ним с факелами и освещают ему путь. И вдруг он видит детей, которые копаются в мусоре, собирают камушки и играют с ними. И он начинает завидовать им, отходит от царственной процессии и садится с ними среди мусора, чтобы поучаствовать в их игре.
Можно ли предвидеть меру уготованного ему наказания? Он презрел весь почет, оказанный ему царем, и всех прислуживающих ему вельмож, испачкал свою дорогую одежду и опозорил свой государственный пост. Со всей дерзостью он отринул царский дар, отдав предпочтение ребяческим играм!
Такова притча. А каково ее значение?
Отметим, что это великий дар (но также и большая ответственность) для нас, когда Шавуот, праздник дарования Торы, выпадает рядом со святым шаббатом. Верно, что все обязаны изучать Тору во все дни года, обязаны устанавливать время для занятия ею. Но многие вынуждены работать ради достатка и пропитания и видят себя словно лишенными выбора.
Шесть дней мы трудимся на работе, а что в шаббат? В шаббат мы слишком устали от недельного напряжения. Это слабое оправдание, но все же оправдание.
Теперь же, когда мы празднуем дарование Торы и благодарим за драгоценнейший из даров, мы проходим проверку — действительно ли желания наших сердец совпадают с тем, о чем мы говорим устами? По правде ли мы рады Торе и от всего сердца благодарны за то, что получили ее? Шаббат следует за Шавуот, за праздничным днем и покоем. Мы уже не усталые и не изможденные. Посвятим ли мы его Торе? Или, не дай Б-г, займемся детскими играми, бездельем и чтением газет…
Глава Насо, как известно, — самая длинная в Торе. И комментарии святого Зоара к ней — длинее, чем ко всем остальным главам. Почему? В книге «Хидушей а-Рим» автор говорит: потому что эту главу читают в шаббат, наступающий после праздника дарования Торы. Мы подходим к ней с жаждой Торы. Способны ли мы почувствовать в себе такую жажду? (Майян а-Шавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»