«И сделай ризу к эйфоду, всю из синеты. И да будет отверстие для головы в средине ее; обшивка должна быть вокруг отверстия ее, работы тканой, подобно как у отверстия брони должно быть у нее, чтобы не рвалось» (Тецаве 28:32). В Талмуде написано, что риза первосвященника искупала грехи, допущенные из-за злословия (Звахим 88б). Почему именно риза? Потому что на ней висели колокольчики — как пишет Талмуд, «звук искупит проступки, связанные со звуками».
Сказано, что проказа — это наказание за злословие, и в качестве искупительной жертвы прокаженный должен принести двух птиц. Талмуд пишет, что его грех уравновешен жертвоприношением: злословящий грешил при помощи языка, а птицы тоже отличаются склонностью к «болтовне».
Рабби Иерухаим из Мира задает следующий вопрос — в отличие от грешника, который распространял негативную информацию, птицы попросту щебечут в свое удовольствие. Почему же их приносят в жертву при злословии?
Ответ звучит так. Именно болтовня приводит к греху. Поначалу человек дает волю языку, подобно птице. Он отпускает шуточки и смеется, но в конце концов превращается в сплетника и распространителя слухов. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Мишлей 10:19).
В книге «Кли якар» злословящий человек сравнивается с мухой, которая ищет навозные кучи и там откладывает личинки. Такой человек отмахивается от общей картины, фокусируясь на негативе. Чтобы избавиться от подобной привычки, надо оценивать ближних по совокупности. Недаром риза первосвященника была сделана из синеты — она символизировала бескрайнее небо, отдельные облака на котором не могут затмить всей его прелести.
Некая религиозная семья взяла опеку над пожилыми репатриантами из СНГ, профессором медицины и учительницей. Хозяева стали приглашать их на субботние трапезы, общаясь на смеси идиша и английского. Время шло, гости подучили иврит и даже начали соблюдать заповеди.
После очередного субботнего ужина муж и жена тепло распрощались с хозяевами и направились к выходу. Прошло несколько минут. В окне внезапно мелькнул отблеск фар. Любопытствующая хозяйка подошла поближе и не поверила своим глазам: их милые и интеллигентные гости, которые постоянно признавались в любви к иудаизму, садятся в такси! в шаббат! несмотря на кипу на голове у профессора!
С тех пор отношения между семьями начали увядать, а потом вовсе и сошли на нет. Через год раздался звонок: профессор скончался. Бывшие опекуны решили проведать вдову.
После дежурных соболезнований глава семьи поинтересовался, от чего умер муж женщины. «От инфаркта, — вздохнула она. — Помните, мы были у вас в одну из суббот? Спускаясь по лестнице, мой муж почувствовал острую боль в груди и заподозрил инфаркт. Он попросил меня вызвать такси, ведь угроза для жизни отменяет субботние ограничения. В тот раз мы успели доехать до приемного покоя. А позавчера не успели…»
Как важно не судить и не обвинять ближнего!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»