«Но против Ашема не восставайте» (Шлах, 14:9)
В Рош а-шана, перед трублением, выступил гаон, праведник раби Натан Меир Вахтфойгель, благословенна память праведника, машгиах из Ликвуда, и рассказал о выступлении раби Лейба Хасмана, благословенна память праведника, в ешиве «Хеврон» в последний год его жизни, перед трублением. Привел он в этом рассказе слова Хафец Хаима.
История о русском царе, который решил осмотреть свое царство. Выехал он из столицы, Петербурга в торговый город, Москва, и, разумеется, был принят там с большим почетом. То же происходило и в других больших городах и губерниях. Понятно, что в меньших городах не могли принять его с такой роскошью и царскими балами, там его принимали в соответствии со своими средствами и понятиями. В маленьких городках устраивали скромный вечер с присутствием знатных людей города, офицеров полиции и ответственных за пожарную службу. Но как-то его путь пролегал через отдаленную деревню, в которой жили крестьяне-невежды, которые развлекались забрасыванием камней в проезжающие телеги… Собрал их глава деревни и стал говорить о том, что приезжает высокий гость, могучий русский царь, а они не поняли, что он от них хочет. Он требовал, чтобы они оказали царю почет, а они посмотрели на него, скривившись, и проворчали: «Ближе к делу, что ты хочешь?»
Сказал глава деревни: «Знайте, что это не обычный проезжий. Пожалуйста, не бросайте в него камни»…
Сказал Хафец Хаим: Каждое поколение почитало святую Шхину в соответствии со своими понятиями и своей ступенью. Святые праотцы были колесницей для Шхины, и мы можем представить, как они почитали ее. После них был Моше рабейну и пророки, мужи Большого Собрания, таны и аморы, гаоны и первые комментаторы и последние… До нашего поколения. Но какие у нас понятия, и что можно потребовать от нас, «но против Ашема не восставайте», по крайне мере, не бросайте камни…
Это смысл «царства» в Рош а-шана. В соответствии со знанием, согласно понятиям, перед кем мы стоим. (Хафе Хаим ахадаш, Лекет решимот)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»