Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто мудр — тот, кто учится у каждого человека»Пиркей Авот 5
Совет для скромности

«Человек этот Моше скромнейший» (Беаалотхо, 12:3)

Гордыня запрещена Торой (Трактат Сота, 4), и она омерзительна для Святого, благословен Он, как написано: «Мерзость для Ашема всякий, возносящийся сердцем» (Мишлей, 16:5). Даже если он будет следить за тем, чтобы его гордыня была скрыта и не проявлялась в разговорах и делах, а находилась лишь в сердце, это тоже мерзость для Ашема. Даже если кто-то уважаем, находится на ступени праведника, мудреца, богатыря, богача, но гордится в своем сердце, мерзость это для Ашема.

На первый взгляд невозможно такому человеку не гордится, видя, различие между собой и товарищем. Ответ на это мы нашли в словах наших мудрецов (Трактат Ктубот, 66). История о раби Йоханане Бен Закай, обычно выезжавшем из Иерушалаима на осле в сопровождении своих учеников. Однажды увидел он одну девушку, выбирающую зерна ячменя из навоза, оставленного арабскими ослами. Когда она увидела раби, подошла к нему.

Сказала: раби, дай мне заработок.

Спросил он ее: кто ты, дочь моя?

Сказала она ему: дочь Накдимона сына Гурьона я.

Сказал он ей, дочь моя, огромное богатство отца твоего куда ушло?

Сказала ему: раби, разве не так говорят притчи в Иерушалаиме: «соли денег не хватает» (желающему засолить свои деньги, всегда не хватает их для пожертвования). А есть, кто говорит: «милосердия» (сделай ему доброе дело. А в доме моего отца не давали пожертвование, как полагается, и кончились деньги).

Сказала ему: «Раби, вспомни, что ты подписал мою ктубу (брачный договор)».

Сказал он своим ученикам: «Помню я, что подписав ктубу ее читал: тысяча тысяч золотых динаров от дома отца ее, кроме того, что даст свекор ее». И задает Гмара вопрос: Накдимон сын Гурьона не давал пожертвований, и подтверждает — когда он выходил из своего дома, чтобы идти в дом учения, стелили ему под ноги тонкошерстные ткани, чтобы шел по ним. Приходили бедняки и скатывали за ним эти ткани. И объясняли мудрецы: для своего почета он делал это, и не делал в соответствии со своим богатством.

Накдимон сын Гурьона был большим праведником, как сказано, что обычная его дорога была из его дома в дом учения, и он был одним из трех — с Моше рабейну и Иеошуа бин Нуном — для кого остановилось солнце (Трактат Таанит, 19). А когда он давал пожертвования бедным, делал это так, чтобы они не стыдились, брали вещи после того, как он прошел. И несмотря на это, возможно была здесь склонность к почету, «для почета своего он работал». Но кто сказал что я очистил свои дела. И если более многочисленны мои дела, чем у товарища, сказал об этом автор книги «Ховот алевавот» (Шаар 5—6): «Если малое чисто — оно многочисленно, а если многое не чисто, оно мало, и нет в нем пользы».

И еще, если он богаче или мудрее, с него больше спрос, и если у него больше мудрости и понимания, он должен делать больше, чтобы дела его были больше, чем его мудрость (Трактат Авот, 3:9), он должен больше учиться, понимать и умудряться. И написано: если ты много учил Тору, не держи это благо для себя, ибо для этого ты создан (Трактат Авот, 2:8), дали тебе инструменты и таланты, и кто знает, использовал ли ты их до конца.

И мы видим, что два объяснения Гмары — это совет человеку от гордыни, и с их помощью он может приобрести скромность (Ликутей амарим).

Когда Хафец Хаим был в Варшаве по делам ешивы, его окружили деловые люди и простые евреи, пришедшие посоветоваться и получить благословение. Из-за множества дел он с утра до ночи не ел. И вот, пришел к нему человек со своим сыном, учеником ешивы лет двадцати, получивший повестку о призыве в армию. Попросил отец благословение, чтобы его сына освободили от службы. Но рабейну не был спокоен в вопросах таких благословений. Ибо он знал, что вместо одного освобожденного будет призван другой. И он посоветовал юноше, чтобы принял на себя бремя Торы на несколько лет, тогда исполнится для него обещание наших мудрецов, благословенна память праведников: каждый, принимающий на себя бремя Торы — снимают с него бремя власти (Трактат Авот, 3:5).

Отец ушел, а через несколько часов вернулся, на этот раз без сына.

Я не пришел выслушивать слова мишны, я пришел получить благословение…

Удивился рабейну: если тебе обещает мишна, зачем тебе нужно благословение?

Объяснил человек: пусть поймет раби. Обещание мишны касается того, кто принимает на себя бремя Торы. Но вот вопрос: это ли бремя и принял ли я его, и таков ли путь Торы? Но если раби благословит, то ведь это «праведник управляет богобоязненностью» (Шмуэль, 2:23—3), как бы Святой, благословен Он, постановляет, а праведник отменяет (Трактат Моед Катан, 16)…

Услышал это рабейну и пожал плечами: пасук — это пасук, и Гмара — это Гмара. Но праведник — не праведник… Где моя богобоязненность, где моя любовь к Ашему… Но мишна — это мишна. Пусть примет на себя бремя Торы и спасется.

Рассказывал гаон, раби Шимон Кац, благословенна память праведника, ученик ешивы в Радине: когда я прощался с нашим равом, то попросил благословения.

Спросил он меня: «Сколько лет ты учишься в ешивах?»

Ответил я ему: «Около десяти лет».

Он положил руку на свое лицо, громко засмеялся и сказал: «Почему ты хочешь сделать из меня посмешище? Разве ученик, который учится в ешивах десять лет, нуждается в моем благословении?!» (Хафец Хаим ахадаш)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше