Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не объединяйся со злодеем даже ради соблюдения заповедей.»Авот де-рабби Натан, глава 9
Иссахар и Звулун в одном теле

«И вот устройство меноры: из цельного слитка золота выкована она до самого основания ее» (Беаалотхо, 8:4)

Около двухсот лет назад умер в Вене министр, раби Шимшон Вартгаймер, благословенно его память, богатый банкир, поддерживающий Тору. Спустя недолгое время после этого сказал святой раби Хаим из Цанза, благословенна память праведника, своим хасидам: давайте, расскажу вам, что случилось с еврейским министром из Вены.

Удивились все, а праведник начал рассказывать. Когда он поднялся вверх, стали требовать от него отчет за прожитую жизнь. Сказал он: «У менял был постоянный распорядок дня. Утром я вставал и шел на молитву, а затем возвращался домой на завтрак. После этого я пил кофе, выкуривал сигару и переходил к чтению газет. Человек моего положения должен быть в курсе новостей. Я читал благословение после еды и шел в банк до обеда. Потом я возвращался домой к обеденной трапезе, ел, благословлял и шел отдыхать. Когда я вставал, приходили ко мне за пожертвованием из синагог и ешив, излагали свои просьбы и получали от меня пожертвования. После этого я шел в синагогу на молитву “минха”, урок Торы и вечернюю молитву. После молитвы у меня был еще один урок, ужин и игра в шахматы, чтобы снять дневное напряжение. Потом чтение молитвы перед сном (Кирьчт Шма), кровать и сон. Таким был мой распорядок дня».

Пришли два белоснежных ангела, чтобы отвести его на определенное ему место, а за ним перед судом предстал его товарищ, умерший в тот же день. Вначале он боялся и дрожал перед страшным судом, ибо не соблюдал заповеди. Но, услышав слова товарища перед ним, успокоился. Когда попросили его дать отчет, он провозгласил: «У меня тоже был постоянный распорядок дня, почти такой же, как у того, кто был передо мной. Можно сказать, что три четверти дня были такими же: я тоже вставал после сна, но шел не в синагогу, а завтракать, а на десерт пил кофе и выкуривал сигару, как он, но не благословлял. Потом шел в банк и возвращался домой к обеду. Как он. И опять, не благословлял, а шел отдыхать. Как он. Я не принимал просителей пожертвований, а шел в клуб моих друзей, возвращался, как он, к ужину, играл в шахматы и ложился спать».

Ни Торы, ни молитвы, ни добрых дел, ни поддержки Торы. И Суд постановил: Геином (ад)».

Возмутился тот: «Как же так, Ган Эден (рай) присудили моему товарищу только за молитву, учебу и добрые дела?»

«Сказали ему: “Нет, он получил вознаграждение за двадцать четыре часа в сутки”.

Возразил тот: “Разве не были двадцать четыре часа одинаковыми у меня и у него, почему я не получаю за них вознаграждение?”

Ответили ему: пример, на что это похоже? На торговца, купившего сено у крестьянина, мешки сена, перемешанного с мякиной, соломой и землей. Так крестьянин решил продавать сено и получал за это соответствующую плату. Но если бы пришел человек и хотел бы продать только мякину, а запросил бы за нее половину цены, разве не посмеялись бы над ним».

А объяснение такое: «Это закон для случая: когда есть партнерство Иссахара и Звулуна, учащего Тору и торговца, поддерживающего его, что позволяет ему учиться. Может человек быть “Иссахарам и Звулуном” одновременно, в то время, как он работает для заработка, чтобы вести еврейский образ жизни, воспитывать детей согласно Торе, отводить время Торе и участвовать в делах милосердия. Такой человек превращает часы работы и даже часы отдыха в заповедь, и получает за них вознаграждение!»

Чудесный рассказ, а урок его так точен и так обязывает. И есть намек в Торе, в начале нашей главы: «И вот устройство меноры: из цельного слитка золота выкована она до самого основания ее, до цветков ее… по образу, который показал Ашем Моше, так сделал он менору». И объясняет Хафец Хаим, благословенна память праведника: чистая менора намекает на Тору, «Тора свет». Чистое масло намекает на чистую мудрость (Трактат Минхот, 85), а шары и цветки намекают на детали законов, все «по образу, который показал Ашем Моше», все дано Моше на Синае. Но есть и новшество: «основание ее», и ствол ее намекают на заработок, позволяющий учить Тору — это цельный слиток, единое целое с самой менорой, он тоже из чистого золота! Ибо когда его цель быть основанием для святой Торы — за него тоже получают вознаграждение! (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше