Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Мировоззренческие вопросы, Младшие школьники
Здравствуйте, и спасибо большое за ваш сайт. У меня двое детей школьного возраста. Сегодня мы зашли в магазин, чтобы купить школьные принадлежности, и я обратила внимание, что на рекламе тетрадок, выпускаемых одной израильской (!) компанией, изображена девушка с крестиком на шее. Судя по форме крестика, православная.
Я сказала об этом продавщице-израильтянке, а она возмутилась: «Израиль — современная страна, все люди равны, между евреями и христианами нет никакой разницы, мы все друзья». Я спорить не стала, мы просто вышли из магазина.
А теперь вопрос: как объяснить детям? Это очень серьёзный вопрос, который охватывает и исторический аспект, и религиозный, и политический. В ленинградской школе я была единственная еврейка в классе и с понятием «антисемитизм» знакома не понаслышке. А мои дети родились в Израиле. К тому же, любое изображение на школьных принадлежностях должно иметь воспитательный характер, а дети любят копировать. Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Позвольте выразить свое восхищение Вашей еврейской чуткостью. Уверена, что немало мам прошли бы мимо этого совершенно спокойно и сказали бы «какая ерунда». А Вы понимаете, что «скрытое послание» может влиять на душу даже больше, чем открытое. И что школьные принадлежности должны служить воспитательным целям (что, к сожалению, далеко не всегда соблюдается из-за интересов рекламы).
Думаю, Вы вполне можете сказать детям, что увидели на рисунке символ религии, в которой очень много антиеврейского, приверженцы которой на протяжении тысячелетий приносили евреям очень много страданий. Поэтому не хотите, чтобы на их вещах были бы даже минимальные намеки на эти религиозные символы. Думаю, что, если дети — младшего школьного возраста, на данный момент этого достаточно.
Детям постарше можно рассказать о Ваших собственных столкновениях с антисемитизмом и о том, как его разжигали на религиозной почве. (Что-то личное: двадцать с небольшим лет тому назад я преподавала в Израиле на языковых курсах, подошел ко мне молодой парень и на полном серьезе спросил, замешивают ли евреи кровь в мацу. И даже сказал, что я вызываю у него доверие и врать не буду. Комментарии излишни…)
Желаю Вам воспитать детей, гордых своим еврейством и понимающих, что уважение к другим народам отнюдь не означает принятия их враждебных нам символов.
С уважением, Ципора Харитан
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»