Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Младшие школьники, Отношения со сверстниками
Шалом, уважаемый консультант! Мой племянник в качестве наказания отбирал у сына игрушки либо лишал сладкого. Когда ребенок пошел в школу, он начал воровать у одноклассников, при этом не мог объяснить причину своих поступков, т.к. брал то, что в чем он не нуждается. Никакие беседы с ним не приводили к успеху. Только обращение к специалисту пролило свет на проблему — мальчик не воровал, по его разумению он таким образом «наказывал» одноклассников. То есть он с ними поступал так, как поступали с ним дома, отбирая в наказание что-либо, с той разницей, что дома ему указывали на причину лишения, а он этого в отношении наказуемого не делал. Посоветуйте, пожалуйста, альтернативные методы наказания ребенка в семье, которые не смогут найти столь негативного последствия при его социальной адаптации в детских коллективах. С уважением и благодарностью. Л.
Уважаемая Л.,
Реакция мальчика на наказания довольно странная, потому что, в общем, лишение сладостей или каких-то других удовольствий является общепринятым методом. И очень редко дети реагируют на это, присваивая себе право наказывать других детей, отнимая у них вещи тайком. Поэтому, думаю, было бы хорошо, чтобы психолог проверил, что вызвало у ребёнка такую реакцию, и посоветовал, как изменить линию поведения с ребёнком.
Что касается других видов наказания, то самый лучший метод — это заставить ребёнка нести ответственность за нарушение правил, т.е. ощутить последствия своего поведения. Например, с маленьким ребёнком: разбросал все игрушки и отказывается их собирать — забрать их все и не давать завтра, т.к. он не умеет с ними правильно играть. С ребёнком постарше: не вернулся вовремя с детской площадки — не может завтра идти гулять, т.к. не следит за часами. Не сходил в магазин и не принёс хлеба — вечером ужинает без хлеба, т.к. его дома нет. И т.д. Тогда ребёнок усваивает, что его поступки приводят к определённым последствиям.
Проблема в том, что родители обычно очень не любят этот вид наказаний, т.к. получается, что и им придётся потерпеть. Но на самом деле более действенного способа не существует. Так мы учим детей нести ответственность за свои поступки.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»