Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Укладывание спать и сон
Шалом!
Мы просим у вас совета. У нас, барух Ашем, 6 деток, старшей 10, младшей 9 месяцев.
Проблема у нас состоит в укладывании спать. В течение дня, слава Б-гу, всё в порядке, а вот при укладывании дисциплины нет никакой, кроме старших 10 и 8, с которыми можно договориться, объяснить. А вот сын 6 лет и дочка 5 просто хосер оним (бессилие): не помогают ни наказания обычные, ни телесные. Т.е. в ту минуту помогают, но не учатся на этом на завтра. Просто не знаем, что делать. Пробовали их занимать, давать книжку читать или делать какую-то работу — ну не устали дети, так мы считали, — не помогает. То есть до 11 ночи дети не спят, а потом не могут встать утром. А старшие, которые устали, завидуют: почему младшим можно сидеть допоздна, а им нет. Так хочется к концу дня усталости посидеть вдвоём с женой, поделиться за весь прошедший день, но вместо этого гоняемся, кричим, наказываем. Мы чувствуем, что следует изменить тактику, но что делать, как поступить? Ведь все дети разные, ну, вот этот мальчик, которому 6, и девочка 5, они одинаково любят выскакивать из кровати, бежать на кухню, смеяться и убегать, и никакие уговоры, угрозы не действуют. Что делать, помогите практическим советом, пожалуйста!
И ещё я как-то слышал разные мнения, можно ли бить (понятно, в редких случаях, ребёнка по лицу, т. е., как говорят, дать стиру)?
Большое спасибо за ответ, R.
Уважаемые родители,
Вы абсолютно правы, когда говорите про укладывание спать как один из наиболее трудных часов с детьми. Но давайте рассмотрим сложившуюся у вас ситуацию. Ваши средние дети превратили укладывание спать в очень забавную для них игру с папой-мамой в догонялки, поимки, сражения и т.д.
Так как для вас эта игра совсем не забавна и ужасно вас утомляет, прекратите быть партнёрами в ней, объявите детям, что с того момента, что вы их уложили в кровать, они для вас спящие. И после этого совершенно прекратите реагировать на их поведение. Не видьте и не слышьте их, не отвечайте на их вопросы, не выполняйте их просьбы.
Само собой, дети, которые потеряют такое развлечение, первые дни будут проверять, насколько вы серьёзны в своём решении, и их поведение может даже ухудшиться. Если они будут мешать спать старшим, предупредите, что вы запрёте их в какой-нибудь комнате, и сделайте это, если понадобится.
От вас потребуется очень большая выдержка, но если вы сможете продержаться дней десять — недели две, то дети поймут, что вечерние развлечения закончились и вы не обращаете на них внимания. Тогда не будет никакого смысла бесконечно выскакивать из постели, и они постепенно привыкнут ложиться в кровать и, может быть, ещё какое-то время разговаривать и играть между собою (при выключенном свете), а потом и засыпать сами в более ранние часы.
Что касается телесных наказаний для детей, они обычно свидетельствуют, что родители неспособны справляться с детьми по-другому и силой подчиняют их себе. В этом очень мало воспитательного процесса и очень много родительского отчаяния, которое дети хорошо ощущают. Что касается пощёчины, то она особо оскорбительна, и нужно всеми силами остерегаться прибегать к этому методу. Очень многие люди ссылаются на высказывание Хосэх шивто сонэ бно (Мишлей 13, 24: «Щадящий розгу свою (т.е. не бьющий ребёнка) ненавидит сына своего»).
Но раввины в наше время говорят, что имеется в виду «бить словом», т.е. резко высказывать своё возмущение недостойным поступком, и как можно меньше прибегать к физической силе.
Желаю удачи и необходимых сил и терпения. Всего самого лучшего, Ципора Харитан
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.