Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Йосеф, Реувен Пятигорский, Дина
Дочь Яакова и Леи. Родилась после Звулуна, шестого сына Леи. К тому времени Рахель, сестра Леи, все еще ходила бездетная. Согласно Агаде, забеременев, Лея начала молиться, чтобы у нее родилась девочка, поскольку из пророчества было известно, что у Яакова от четырех жен будет 12 сыновей, и на долю Рахели могло выпасть рождение в лучшем случае одного мальчика, меньше чем у каждой из служанок. Всевышний принял ее молитву: Лея родила Дину, а Рахель Йосефа. Судьбы Йосефа и Дины — правда, уже в лице ее дочери Аснат — еще раз пересеклись, когда, вознесенный на вершину царской власти в Египте, Йосеф познакомился с Аснат, приемной дочерью своего бывшего хозяина Потифара, в дом к которому он попал, будучи привезенным в Египет чужеземными купцами, купившими Йосефа у его братьев. Аснат стала женой Йосефа, родив ему Эфраима и Менаше, будущих основателей двух еврейских колен… Как все это произошло, почему братья продали Йосефа, почему он стал царем над Египтом и многое другое из жизни наших праотцев, — обо все этом можно прочесть в Торе. Отметим, что все, что предлагают нам европейские романисты во главе с Томасом Манном, автором знакомого многим романа «Йосеф и его братья», — бледная тень того, что можно извлечь из самой Торы! Дину похитили шхемцы. Ее братья, Шимон и Леви, жестоко им отомстили.
Агада рассказывает, что от насильника, сына шхемского царя Хамора, у Дины родилась Аснат. Девочка, с амулетом на шее, на котором осталась запись, сделанная Яаковом, попала в Египет, где ее удочерила бездетная жена Потифара (та самая, что послужила причиной тюремного заключения Йосефа).
Еще одна история из Агады: когда Яаков, возвращающийся от Лавана на родину, готовился к встрече с родным братом Эсавом, он спрятал красавицу Дину в большой короб, чтобы Эсав не воспылал к девушке страстью и не совершил зла. Написано, что «если бы он выдал Дину за Эсава — не случилась бы трагедия в Шхеме, и, кроме того, будучи праведницей, она оказала бы благодатное влияние на Эсава».
Печатается по материалам газеты «Исток»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»