Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По урокам рава И. Каневского

В трактате Сота сказано, что страшный указ египетского фараона, повелевшего бросать в воды Нила всех родившихся в стране мальчиков, не случаен. Оказывается, царя напугали придворные астрологи, предсказавшие, что он, фараон, найдет свою гибель в море. Звездочеты уточнили: «Причиной послужит будущий спаситель евреев, выходец из твоего дома. Но о нем известно, что он тоже будет поражен водой». (Так и случилось. Мы знаем, что Моше умер, не войдя в Святую землю, поскольку ослушался приказа Всевышнего и, вместо того чтобы сказать скале, чтобы она дала воду евреям, ударил по ней посохом. Как правильно заметили астрологи — «будет поражен водой», наказан из-за воды.)

Так или иначе, фараон понял, что надо срочно что-то предпринять. Поэтому решил уничтожить всех младенцев мужского пола. Откуда ему было знать, что именно этот указ послужит причиной того, что маленького Моше после родов скроют от египетских опричников, потом отпустят в ковчеге по водам Нила, что его найдет дочь фараона, возьмет к себе, воспитает при дворе отца, что сам фараон окажется одним из его высочайших покровителей? Откуда царь, обезумевший от страха за свой трон, мог предвидеть, что своими действиями он готовит себе погибель?

Этот отрывок учит нас, что никаким уловками, стараниями и комбинациями нельзя изменить то, что решено на Небесах. Даже если известно, что человека ждет. Даже если ему открыто, чего надо опасаться. Можно предпринять множество всяких действий — а в результате окажется, что именно из-за этих действий и произошло то, что должно было произойти. Изменить решение Небесного суда можно. Но не активизацией деятельности «по упреждению», не суетой, а совсем иными способами.

Обратимся к другому эпизоду еврейской истории. Злодей Аман

совершил много действий по упрочению собственного положения. Но именно эти действия явились причиной его бесславного падения. В начале «Мегилат Эстер» рассказано, как царь изгнал свою царицу Вашти. Та ослушалась приказа грозного супруга, и некто Мемухан предложил ее «убрать». Этим Мемуханом был начинающий царедворец Аман. Не устрани он Вашти, не надо было бы искать замены на должность царицы. Что двигало Мемуханом? Три причины. Первая — месть: оказывается, Вашти не пригласила его жену на пир придворных дам. Вторая — он давно мечтал об указе по закреплению статуса мужей как беспрекословных повелителей в своих семьях. Почему? Потому что жена Амана управляла им как хотела. Третья — хотел на освободившееся после Вашти место пристроить свою дочь. Как видим, евреев во всей этой картине еще не было. Но Аман уже тогда начал активно возводить будущий трон для Эстер.

Вторая сцена из той же истории: Аман посреди ночи спешит к царю с предложением срочно повесить Мордехая, уверенный, что царь пойдет навстречу желаниям своего фаворита. И вдруг царь спрашивает — как отметить заслугу того, кто его, царя, спас? Полагая, что разговор идет о нем самом, Аман предлагает устроить почести «по высшему разряду». ­И сам ведет царского жеребца, на котором восседает Мордехай, по улицам столицы… На чем собирался повесить ненавистного еврея Аман? На заранее приготовленной виселице высотой в пятьдесят локтей. Что произошло в минуту кульминации повествования? Изобличенный Аман падает к ногам Эстер, моля о пощаде. Царь решает, что тот преступил границы дозволенного (как! упасть на постель супруги царя?!) и приказывает казнить Амана. Немедленно. Тут появляется некто Харбона со словами, что виселица уже готова и стоит на дворе самого Амана. Не будь этой заготовленной жерди — царь, быть может, остыл бы, и Аман нашел бы

оправдания. Ибо в чем он виноват, если планировал извести евреев с царского разрешения, а не по своей воле?

Готовил смерть для евреев — приготовил ее для себя. Так сделан мир. Тот, кто сочиняет средства для совершения зла против других, вдруг видит, что именно его заготовки являются причиной его погибели.

Раз в году наверху принимаются все постановления относительно живущих на земле. Небесный суд решает, кому жить — кому умереть, кому разбогатеть — кому обнищать, кому быть счастливым — кому страдать и мучиться. Принимаются эти решения в Рош-Ашана, на Новый год. Избежать Суда невозможно. Всякая попытка спасения приведет только к ухудшению того, что уже решено. Мы наделены свободой воли, но применять ее надо не тогда, когда сети уже натянуты и Небесный Ловец начал вынимать их. Все телодвижения приведут лишь к тому, что ячейки сети плотнее сомкнутся вокруг тела. Волю человек проявляет — не совершая предосудительных поступков. А также в том, что, совершив их, находит силы к исправлению.

Кстати, то же самое о спасении. Если наверху решено спасти человека, попавшего, казалось бы, в безвыходное положение, помощь придет с самой неожиданной стороны. Тот, кто ищет погибели для праведника, — своими действиями его и спасет. Поэтому нельзя отчаиваться в любой ситуации.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»