Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Любое раскрытие в творении сообразуется с уровнем человека. В дни прихода Машиаха духовный уровень народа будет максимальным.

Избавление Его великим Именем

«В тот день будет Господь один и имя Его одно».

«И Господь шел перед ними днем. Наши мудрецы уже пояснили, что везде, где написано “И Господь” (וי-ה-ו-ה), подразумеваются Творец и Его Высший Суд — Святой, благословен Он, вел их днем, а Его Высший Суд — ночью. Таким образом, в данной строке Торы имеется в виду, что Всевышний, пребывая внутри облака, шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью Его Высший Суд пребывал в столпе огненном, чтобы светить им, подобно сказанному: “…В столпе облачном Ты идешь перед ними днем и в столпе огненном ночью” (Бемидбар 14:14).

И я видел, как в (сборнике мидрашей) “Шмот раба” передаются следующие слова Всевышнего: “В прошлом Я и Мой Высший Суд шли перед ними, как сказано: И Б-г шел перед ними днем …и ночью. Но в будущем только Я Один пойду перед ними, как сказано: “…Впереди вас пойдет Господь (Авая), и собирать вас будет Всесильный Израиля (Элокей Исраэль)” (Йешая 52:12)”. Тайна этого мидраша связана с тем, о чем я уже упомянул: при исходе из Египта Святой, благословен Он, пребывал с ними в дневное время, а Его Высший Суд — ночами, но в будущем Мера Его Высшего Суда полностью преобразуется в Меру Его Милосердия, и вести их будет только та Его Мера, которая выражена Его особым Именем Господь (Авая). И тогда “Всесильный Израиля” тоже будет охранять их, и “ночь будет светить как день, и тьма — как свет”, и все будет совершаться лишь Мерой Его Милосердия». (Рамбан Шмот 13:21)

И мы уже говорили про имена, которые суть корни раскрытия воли Творца в принципах высшего руководства. Имя Йуд-hЭй-Вав-hЭй является источником всех остальных имен, ибо все они являются его производными. В тот день будет имя Его одно, оно будет читаться так же, как пишется, в этом состоит раскрытие руководства без облачений законов природы.

Здесь мы подходим к теме, которую на ширину ладони приоткрыли нам наши учителя, ибо она касается глубинных тайн высшего руководства.

Снятие облачений

«В главе “Хелек” (Санэдрин 99а): ““Ибо день отмщения в сердце Моем” (Йешая 63:4): что значит “день отмщения в сердце Моем”? Сказал рабби Йоханан: сердце Моему Я открыл, а органам Моим не раскрыл. Рабби Шимон бен Лакиш говорит: сердце Моему Я открыл, а ангелам-служителям не раскрыл”. Пойми эти изречения, какое великое значение придается здесь концу дней, ведь говорится, что он зависит исключительно от истинности Господа, сообразно с величием уровня конца. И то, что сказали здесь: “Сердцу Моему раскрыл”, имеется в виду, что Избавление связано не с эпитетами, которыми называется Творец, ибо Творец называется в соответствии со Своими качествами. А сущность Избавления связана не с качествами Творца, которыми Он описывается, но избавление проистекает из Его истинной сущности, ибо сообразно уровню и истинности Избавления, оно не связано с теми эпитетами, которыми описывается Всевышний» (Маараль, «Нэцах Исраэль», гл. 45).

Все эти эпитеты связаны с одеждами управления, которые являются корнями тех небесных покровителей, князей народов, которым поручено управление естественными порядками этих народов. Таков корень управления этим миром, управления естественного, начиная с шести дней творения. Корень его в имени «Элоким», которое обязывает к наличию оболочки — сокрытия. В будущем же руководство будет исходить от Его высокого Имени, без всяких облачений, препятствующих познанию Творца. Но эти раскрытия имеют отношение только к народу Израиля, языческие народы (те, которые останутся) удостоятся увидеть лишь их внешнюю сторону. Потому что в этом суть их существования: они имеют отношение лишь к внешней стороне действительности, к корням естества, таковы остальные имена и эпитеты. «Вся наша вера имеет отношение к имени Йуд-hЭй-Вав-hЭй, которое является собственным именем Творца, оно не указывает на действие, но лишь на то, что Он пребывает всегда и источником Его бытия является Он Сам. Не таковы язычники: они способны постичь лишь остальные имена, которые заимствуются от Его действий, поэтому они не прилепляются к Богу» (Виленский Гаон, «Эвен Шлема», глава 9). Вникни во все это, как подобает.

И потому у них есть власть лишь пока властвует естество, но не в тот день, когда раскроется Его Великое имя:

«В конце времен посетит Он воинство вышних в высотах, отнимет власть вышних и уничтожит структуру слуг, а затем коснется царей земных на земле» (Рамбан, комментарий на книгу Вайикра 18:25).

И подробно об этом говорит рабби Йосеф Гикатилла: «Ибо все семьдесят князей прилеплены к святым именам, которые нельзя стирать, кроме имен Эhйэ, Йуд-hэй-вав-hэй и Йа, в этих трех нет у них доли, как я тебе расскажу. Но все семьдесят князей крепко держатся за другие святые имена и эпитеты, за священные имена, как то Эль, Элоим. Как же в таком случае возможно, когда Всевышний снимет все одеяния и прозвища, то исчезнут все эти семьдесят князей?! Такого не может быть, ибо семьдесят князей выполняют необходимую функцию в общей структуре и способны воздать великую славу Господу.

Я раскрою твои глаза на эту запечатанную тайну. Знай, что в будущем, когда Всевышний явится, чтобы избавить Израиль и заключить общину Израиля в свои объятия, Он снимет все свои одеяния и все свои прозвища, и тогда примет общину Израиля. И когда это случится и станут они одним существом, тогда вновь облечет Всевышний во все одежды свои, и все эпитеты свои, себя и общину Израиля, и они внутри одно, невозможно им расстаться друг с другом, и все одежды и эпитеты покрывают их двоих снаружи, подобно слугам, прислуживающим господам своим». (Шаарэй Ора, Шаар 5).

Сообразно с малостью нашего уровня мы удостоились понять, что те внутренние раскрытия, которые произойдут в будущем, будут доступны лишь Израилю, то есть тем, кто прилепился к Его великому имени в тот час, когда единство Творца было закрыто одеждами естества. Народы мира, которые находились под властью князей естества по причине того, что не возвысились в своей вере настолько, чтобы прилепиться исключительно к единому Богу, окажутся вне этих внутренних раскрытий. Поразительно знание о том, насколько велика любовь Творца к Своему особому народу, и о той высоте уровня Израиля, которая раскроется в будущем. Мы продолжим объяснять эту тему.

Возвышение уровня человека, сопровождающее возвышение творения

Всякое раскрытие в творении сообразуется с уровнем человека, это очевидно. Наши учителя раскрыли нам, сколь высока будет ступень Израиля в дни прихода Мессии и в их кульминации — воскресение мертвых.

«Однако еще следует сказать о том, кто служит Богу в святости, более детально. Это подобно корню души, то есть душе души, о которой говорится в Зоаре. О том, что называется “Хайа” (живая душа). Первый Адам достиг этого уровня, как и уровня “Йехида”, включенного в него. Такова тайна “древнего человека” (“Адам Кадмаа”). Так объясняется тому, кто разумеет тайное, в книге “Эц Хайим” (“Древо жизни”, конец “Шаар а-мохин”), что первый Адам удостоился истинных уровней души “Хайа” и “Йехида”, в их главной обители.

…И в этом основной смысл слов наших мудрецов, учивших о стихе “Да произрастит земля душу живую: “Даже душу первого Адама, даже душу Машиаха”. Ибо этот аспект есть тайна общины Израиля — это высшая земля жизни… И поэтому первый Адам был готов жить вечно — ибо мудрость даёт жизнь обладающему ей. И потому она называется “Хайа” (живая душа). Это и есть “да произрастит земля душу живую”. И когда он согрешил, то уровень этот покинул его.

И с тех пор ни один человек в мире не удостоился этого уровня… И мы надеемся обрести его после воскресения мертвых, когда изольётся на нас дух свыше.

И в этом корень мысли каждого человека. Ибо мысль возникает в момент прилепления мыслительной способности к определенной идее. Это аспект души (“Нэшама”), как сказано “и душа Вседержителя даст им разумение” (Ийов 32:8). И тогда мысль становится доступной тому человеку, который думает её, но корень, источник мыслительной способности находится абсолютно в тайне и сокрытии, и нет возможности у человека постичь источник его происхождения. Таков аспект корня его души, сокрытый аспект. Это аспект соединения букв в слово. Это корень души букв, их духовная сила в высшем корне. Истинная суть порядка их соединения в высшем корне непостижима для нас сегодня. Ибо сегодня мы не постигаем еще аспект корня души. Но после воскресения мы увидим тайну соединения букв в корне их святости. Об этом сказано в книге “Зоар”, Глава Беаалотха 152а… А в будущем мире мы все узрим душу души Торы:

И таков аспект корня душ всего народа Израиля в целом: сфира “Малхут” мира “Ацилут”. Потому он называется “общиной Израиля” (“Кнэссет Исраэль”» (Нэфеш а-Хаим, Шаар 2, глава 17).

Предел этого роста будет в момент воскресения, однако начало этой возвышенной идеи будет положено в дни Машиаха, как объясняется там в примечании:

«В этом смысл сказанного: “иди и воззови в уши Иерусалима… вспомнил Я тебе… как ты шла за мной по пустыне… Писание обозначило весь народ Израиля именем Иерусалима. Ибо там происходило собрание всего Израиля, когда они совершали паломничество чтобы предстать пред лицом Всевышнего в праздник. И там весь Израиль получал дары Торы и заповедей, и трепета перед Всевышним — каждый сообразно с корнем местонахождения его души в общине Израиля. И потому этот аспект называется высшим Иерусалимом — местом общей любви.

И в этом смысл идеи Шхины, о которой говорится во всяком месте. Простой смысл слова “Шхина” — место постоянного пребывания. Так говорят об этом мудрецы (Брэйшит Раба, глава 4, Мидраш Танхума, глава Бехукотай): “С того дня, как создал Творец свой мир, возжелал Он, чтобы было у Него жилище в низших мирах”, и главное жилище его было в Иерусалиме — там было раскрытие Его святости без облачения в одежды. Об этом сказали мудрецы (Шабат 145 б): “Там, где я живу, меня встречают по имени, а в другом месте — по одежде”. Даже простая беседа наших мудрецов нуждается в глубоком изучении”.

В этом исполнение слов завета, о которых говорил выше Рамбан, в этом полнота пребывания Шхины в низших мирах, полнота раскрытия единства.

Раскрытие без пелены одежд естества, в этом тайна снятия одежд, устранения эпитетов, потому что для Его постижения более не понадобится языка притч и эпитетов. Ступень постижения в корне раскрытия мудрости творения: тайна соединения букв подобно тому, что обретается в идеи человека, одежды “Йехида” будут сняты вместе с другими одеждами души, и они достигнут своего корня — “Йехида” (единая душа) постигнет Твое единство».

Следует поразмыслить над этими возвышенными словами, возвращающими душу всякому обладателю души.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»