Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы уповаем на дни Мошиаха не из-за обильных урожаев и богатства и не для того, чтоб нам ездить верхом на скакунах или пить вино из драгоценных кубков, как полагают неразумные.

Предназначение дней Машиаха: позиция Рамбама

Мы подробно изложили эту идею выше, в первой главе, приведем вкратце основные тезисы. Рамбам видит в днях Машиаха две главных задачи: первая — возвращение народа Израиля к совершенству своего уровня, вторая — возможность подготовки Израиля к жизни в будущем мире.

«“Дни Мошиаха” — это период, когда сыны Израиля вновь обретут царство и возвратятся на землю Израиля. И будет тот царь чрезвычайно велик, и его царский дом в Сионе прославится, и слава его распространится меж всех народов больше, чем слава царя Шломо. И все народы заключат с ним мир, и все земли будут служить ему из-за его праведности великой и из-за чудес, при его посредстве сотворенных. А всякого, кто против него восстанет, Г-сподь всевышний погубит и предаст ему в руки. И все стихи Писания свидетельствуют о его успехе и о нашем успехе вместе с ним. В окружающей действительности ничто не изменится по сравнению с тем, что есть ныне, и только королевство возвратится к Израилю. Таковы слова мудрецов: “Этот мир от дней Мошиаха отличается лишь порабощением царствами” (Брахот 34б). И будут в его дни богатые и бедные, сильные и слабые по сравнению с другими. Однако в те дни труда не составит найти средства к существованию, так что при небольшой затрате усилий человек добьется результатов значительных. И к этому относится сказанное: “В будущем земля Израиля произрастит караваи и дорогие одежды” (Шабат 30б) — подобно тому, как говорят о человеке, нашедшем что-либо готовое: “Такой-то нашел хлеб испеченный и пищу доваренную”. Подтверждением того сказанное: “и чужеземцы будут земледельцами вашими и виноградарями вашими” (Йешаяу 61:5), тем самым сообщая, что будет и сев, и жатва» (Рамбам, предисловие к тринадцати основам).

Возвращение царства Израилю, помимо того совершенства, которое есть в этом, является устранением величайшего препятствия для обретения Израилем своего совершенства, и препятствие это — иго царств, как телесное, так и духовное, как известно. Именно так Израиль сможет стать совершенным в исполнении всех заповедей, мудрость их преумножится, и они удостоятся жизни будущего мира.

И подчеркивает Рамбам: «Мы уповаем на дни Мошиаха не из-за обильных урожаев и богатства и не для того, чтоб нам ездить верхом на скакунах или пить вино из драгоценных кубков, как полагают неразумные. Однако пророки и праведники жаждали дней Машиаха, и велико было их стремление, потому что будет в ту пору собрание праведных и правление доброе и мудрое, и царское правосудие и великая его прямота, и безмерна мудрость его и близость его к Б-гу, как сказано: “Г-сподь сказал мне: Сын Мой ты, Я сегодня тебя породил” (Псалмы 2:7). И будет исполнение всех заповедей Учения нашего учителя Моше без небрежения и лености и не по принуждению (но по доброй воле и с желанием великим), как сказано: “И не будут более учить каждый ближнего своего и брата своего, говоря: Познайте Г-спода! — ибо все они будут знать Меня, от мала до велика” (Ирмияу 31:33), “Я вложу Учение Мое в них” (там же 31, 32), “И устраню Я сердце каменное из их плоти” (Йехезкель 36:26)…

Но целью является мир грядущий, и к нему направлено старание».

Исправление всего человечества

«Надежда на приход Машиаха является достоянием не только Израиля, но всего человечества, как об этом говорят пророки: “Ибо тогда сделаю Я язык народов чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно” (Цфанья 3:9) и во многих других местах. И как объясняет Рамбам: И все эти вещи, относящиеся к Йешу а-Ноцри и к тому потомку Йишмаэля, восставшему после него, призваны лишь сделать прямой стезю царя Мессии, исправить весь мир, чтобы служить Господу вместе, как сказано: “Ибо тогда обращусь Я к народам языком ясным, чтобы воззвали все к имени Господа и служили Ему плечом к плечу”. Каким образом? Уже преисполнился мир словами о Мессии и о Торе, и о заповедях, и достигли эти идеи далеких островов и множества народов, необрезанных сердцем, и они обсуждают эти вещи и заповеди Торы. Одни говорят: эти заповеди были истинными, но в это время уже отменены, и не назначались на все поколения, а другие говорят: в них есть тайный смысл, и не следует понимать их буквально, и уже пришел Мессия и раскрыл тайное. Но когда восстанет истинный царь Мессия, преуспеет и превознесется и возвеличится, немедленно все они раскаиваются и познают, что ложь унаследовали отцы их, и пророки их, и отцы их ввели их в заблуждение» (Законы о царях, гл. 11).

Исправление мира возможно лишь через исправление царства Израиля

И так говорит об этом подробно Рамхаль в «Маамар а-Икарим»: «И следует знать, что хотя истинное благо приобретается каждым человеком в отдельности согласно его деяниям, Творение в целом не обретёт совершенство, пока весь Избранный Народ не достигнет требуемого идеального состояния. Он должен усовершенствоваться всеми видами святости. И тогда осенит его Шхина, и весь мир достигнет состояния совершенства, и каждый индивидуум получит то, чего удостоился своими деяниями. Но с самого начала Творения и до сих пор это состояние ещё не было достигнуто. Первый человек согрешил сразуже после своего создания. Праотцы начали процесс совершенствования, и их потомки стали избранным народом. Но совершенство не было достигнуто из-за грехов, которые откинули евреев назад от полного исправления. Во всяком случае, необходимо достигнуть того, чтобы весь народ Израиля был совершенен во всех аспектах, и тогда всё Творение приобретёт совершенство. Тогда весь мир придёт в исправленное состояние, в котором праведники будут испытывать вечное наслаждение в соответствии с их деяниями. Высшая Мудрость отмеряла шесть тысяч лет для служения людей и их старания достигнуть совершенства. После этого мир будет обновлён в другой форме, подобающей для получения вечного наслаждения теми, кто удостоился этого. Избранный народ должен достигнуть совершенного состояния прежде, чем закончатся 6000 лет, и тогда всё (совершенство) сможет трансформироваться в Вечность. Нам было обещано, что это произойдёт в любом случае. Средством для этого будет один из потомков царя Давида, которого изберёт для этого Всевышний и поможет ему преуспеть в этом, и он — царь Машиах (Мессия). В его время и с его помощью премного усовершенствуется Израиль и за ним — всё Творение» (Рамхаль, Основы).

И Абарбанэль в своей книге «Йешуот Мешихо» перечисляет десять целей, которые будут достигнуты с приходом Машиаха, приведем их вкратце: воцарение царя Машиаха, собрание рассеяния Израиля, отмщение язычникам и их уничтожение, материальное процветание в стране Израиля, приумножение мудрости в Израиле, возвращение пророчества в Израиле, обретение вновь чудес и знамений, вечное Избавление и прекращение изгнания, принятия оставшимися народами мира единства и царства Всевышнего, воскресение мертвых.

Все эти цели соответствуют также мнению Рамбама.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»