Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Есть два высказывания, которые пробуждают нас к Дням Раскаяния. Несколько притч на тему недельной главы, обычно читаемой перед Рош аШана и Йом Кипуром

«И вернешься до Б-га твоего, и будешь слушаться Его»[1].

И сказал пророк: «Женщины, пребывающие в покое, встаньте, слушайте глас Мой. Дочери беспечные внимайте слову Моему, год за годом трепетать будете беспечные»[2]. Сказано в начале Мидраша (Эйха): Если бы вы удостоились, читали бы в этот день в Торе: «Ведь в этот день искупится вам, очистить вас...»[3]. А теперь, поскольку вы не удостоились, вы читаете: «Нечистота ее на подоле ее»[4].

Разъяснение этому: Есть два высказывания, которые пробуждают нас к Дням Раскаяния (Дни месяца Элуль и от Рош а-Шана до Йом Кипура - прим.). Одно: «Требуйте Б-га, когда Он находится (среди вас)»[5] - о нем сказали мудрецы: «Это десять Дней Раскаяния». Второе высказывание: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех закрыт»[6]Разница между ними в том, что Дни Раскаяния делятся на две части. Десять дней Раскаяния - в начале нового года, когда нам необходимо подготовить себе все необходимое на весь будущий год. Другой статус у дней месяца Элуль. Они - в конце года, и в эти дни мы дополняем и завершаем работу всего прошедшего года.

Притча. 

Помещик заказал мастерам большую работу. Когда они закончили ее, прежде, чем передать хозяину, они тщательно рассматривают свое изделие, и проверяют, не забыли ли чего. Ведь нельзя сдать хозяину незаконченную работу.

Так и мы должны в месяц Элуль, прежде, чем представим свои деяния на протяжении всего прошедшего года перед Творцом в Рош а-Шана, тщательно проверить и просмотреть их. Об этом и сказано: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех закрыт».

Знай, что обычно люди делятся на три группы.

Притча. 

Сыновья одного богача не следовали по праведному пути. Он ежедневно наставлял их, но они не слушали, пока, наконец, он так рассердился и расстроился, что оставил их и уехал далеко, чтобы не видеть их дурного поведения. Через несколько лет до него дошел слух, что сыновья заболели тяжелой и опасной болезнью. Из любви и милосердия, отец послал им надежного врача. Когда врач приехал к ним домой, то обнаружил, что они разделились на три группы. Первая - те, кто осознавали, что их болезнь опасна. Увидев врача, они бросились ему в ноги и стали умолять: «Мы отдадим все самое дорогое за твой труд и за лекарства, только вылечи нас!» Вторая группа - те, кто осознавали, что больны, но не понимали, насколько болезнь опасная, а потому не хотели тратиться на лечение. Они сказали врачу: «Если хочешь сделать нам добро, дай нам твоих лекарств, и мы возблагодарим тебя». Врач взял на себя заботу об этих двух группах и пообещал им исцеление. Третья же группа только посмеялась над ним. Они совершенно не осознавали, что больны, и считали себя сильными и здоровыми. Зачем им лечение? Об этой группе врач сказал: «Нет им надежды». Его спросили: «Почему ты не хочешь помочь третьей группе, как помогаешь второй? Если ты готов делать добро за свой счет, то почему и не им? Ну и что, что они считают себя здоровыми!» Врач ответил: «Видите ли, эти люди заболели, потому что ели вредную пищу. Для того, чтобы вылечиться, больной должен воздерживаться от этой пищи хотя бы на период лечения. Но больной, который даже не замечает своей болезни, будет продолжать есть эту пищу даже во время лечения, и ему станет только хуже. Врач здесь бессилен».

Смысл этой притчи в том, что когда мы жили на своей земле и выполняли волю Б-га, то Он, со своей стороны, берег нас от всякой духовной нечистоты и мерзости. Но со временем, когда мы стали гневить Творца, благословен Он, Он стал скрывать себя от нас (эстер паним). Окружающие народы стали относиться к нам с насмешкой и презрением, и обрушились на нас все виды бедствий. Всевышний, в своем великом милосердии, желает очистить нас от наших грехов, и дал нам для этого особые дни: Дни Трепета (от Рош а-Шана до Йом Кипура - прим.), чтобы очистить нас и привести к святости, чтобы перестали мы делать то, что Ему не угодно. Мы делимся на три группы. Есть среди нас в каждом поколении праведники, которые чувствуют себя «больным» весь год, то есть, стараются исправить свои поступки в течение всего года, и, в особенности, в Дни Трепета. Они встречают этот период в страхе перед Творцом и с любовью к Нему. С постом и слезами они молят Его о прощении и всем сердцем и душой возвращаются к Нему, надеясь, что Он «излечит» их от всего зла и приведет к свету (Торы, духовной чистоты - прим.). Они изучают Тору и делают добрые дела, а Всевышний принимает их и спешит «излечить». Вторая группа тоже просит Всевышнего об излечении, но не хотят прилагать слишком много усилий, чтобы полностью исправить свои поступки. Они просят, чтобы Всевышний проявил к ним свое милосердие и повел их по праведному пути. Всевышний принимает и их молитву, и Йом Кипур очищает всех, кто хочет этого, и понимает, где добро и где зло, а потому старается в эти дни, когда легче «излечиться», отдалиться от зла. Им прощаются прошлые проступки. Но есть еще и третья группа. Эти люди считают себя совершенно здоровыми. Они спокойны и беспечны, не страшатся этих дней и не испытывают трепета при их приближении, ведь считают, что с ними все порядке. Эти люди безнадежны. Они продолжают грешить даже в эти святые дни, как весь год. Чем поможет им «лечение», если даже в благоприятные для него дни, они не оставляют зла? Этих людей отчитывает пророк: «Женщины, пребывающие в покое, встаньте, слушайте глас Мой. Дочери беспечные внимайте слову Моему, год за годом трепетать будете беспечные» - эти немногочисленные дни портят вам весь год, ведь и в эти дни вы грешите. И об этом говорит Мидраш: Всевышний объясняет, почему мы не излечились от своих болезней, ведь в Йом Кипур нам должно было быть прощено за весь год. И вот Его ответ: Если бы вы удостоились, читали бы в этот день в Торе: «Ведь в этот день искупится вам, очистить вас...»[7] - лечение бы помогло. А теперь, поскольку вы не удостоились - вы не позаботились о том, чтобы достойно провести эти дни очищения, - вы читаете: «Нечистота ее на подоле ее»[8] - даже в конце года «...не помнила о будущем своем...»[9] - не оставила своих дурных поступков, «.и опустилась чрезвычайно низко.»[10] - а потому не смогла очиститься в Йом Кипур.

Вот еще разъяснение этому:

Притча. 

В одном городе был мудрец, который к тому же был великим изобретателем. Каждый день он изобретал что-то новое, доселе невиданное - посуду, еду и т.д., и многие покупали его изобретения. В том же городе жил один скупой богач, который никогда ничего у этого мудреца не покупал. Однажды мудрец придумал очень сытный пирог. Одного такого пирога хватало человеку на десять дней. Он продавал свой пирог на рынке, и как раз мимо проходил тот богач. Мудрец позвал его и предложил купить пирогов. Тот сказал: «Ты же знаешь, что я не желаю тратиться на всякие придумки!» Мудрец ответил: «Наоборот, именно такому скупому, как ты, такое приобретение нужно! Человек, который тратит деньги с легкостью, предпочтет завтра купить свежую еду. Но так как ты не любишь тратиться, тебе это изделие как раз подойдет!»

Смысл этой притчи в том, что эти дни (Дни Трепета) уникальны и способствуют очищению человека от всех грехов, за которые ему пришлось бы иначе терпеть тяжелое наказание в Геиноме. А в эти дни процесс очищения и прощения скорый. В свете этого, слова пророка можно толковать как добрый совет тем, кто не любит наставлений. И их поведение пророк сравнивает с поведением, свойственным женщинами: «Женщины, пребывающие в покое, встаньте, слушайте глас Мой. Дочери беспечные внимайте слову Моему, год за годом трепетать будете беспечные». Есть праведные люди, принимающие страдания с любовью, которые встречают эти дни с радостью, как нашедшие клад. Они все дни, когда говорят Слихот, проводят в молитве, забирая время от сна, забывают поесть. А есть изнеженные люди, которые хотят тишины и покоя. Когда приходят Дни Трепета и зовут их к молитве и Слихот, они кажутся им чуждыми. Пророк говорит им: «Наоборот, именно вы, желающие покоя, и не готовые принимать страдания, должны хорошенько использовать эти дни. Благодаря дискомфорту в эти дни вам будет покой весь остальной год, и в будущем, когда настанет день долгий и благостный - в будущем мире».

Об этом сказано и в следующем стихе: «...так сказал Б-г: неужели упадут и не встанут, оступится и не вернется?»[11]. Для разъяснения этого приведем слова царя Давида: «Ты - ужасен Ты, и кто устоит пред Тобой во время гнева Твоего? С небес дал Ты услышать суд, земля устрашилась и затихла»[12]. И вспомним еще сказанное: «Требуйте Б-га, когда Он находится (среди вас)»[13].

Притча. 

Случилось так, что два человека заболели одной и той же болезнью. Одному попался неумный врач, который лечил его горькими лекарствами, а второму - мудрый врач, который смог вылечить его легкими и приятными на вкус снадобьями. Конечно, второй больной будет считать себя особенно удачливым, кроме случая, когда мудрый врач не начнет лечить его, до тех пор пока он не обязуется слушаться его и избегать вредной в его нынешнем состоянии пищи.

Смысл этой притчи в том, что Дни Раскаяния способствуют очищению человека от всех грехов, как сказал рабби Акива: «Счастливы вы, народ Израиля... и кто вас очищает? Ваш Отец на Небесах!». А Он - милосердный и надежный «врач» всем своим творениям, а уж тем более своим детям (народу Израиля, который назван детьми Б-га). А если спросишь: кто же тот глупец, который не захочет этого? - то вот тебе ответ: сколько раз уже прошел Йом Кипур, а мы так и не очистились от своих грехов! К нам все еще липнет нечистота наших страстей и желаний, не оставляем мы грехов. Поэтому сказано: «.кто устоит пред Тобой во время гнева Твоего?» - в будущем, после смерти. Ведь тогда человеку представят весь счет за всю его жизнь на земле, ничто не будет забыто. И если он не раскаялся и не оставил греха при жизни, то будет из тех, кто попадет в Геином. Польза тому, кто готов терпеть страдания в этом мире, что эти страдания будут причиной того, что в будущем мире он восстанет из мертвых и будет жить в благе. Из великого добра и милосердия Всевышнего: «С небес дал Ты услышать суд, земля устрашилась...», а потому - «...и затихла».

Притча.

Один ишмаэльтянин выкрал двух детей, как у них это распространено, и повез их в свой дом. По дороге ему надо было проехать через город, в котором жили родственники похищенных, и он гнал через него повозку как можно скорее. Дети заметили на улице своих родственников, и один сказал другому: «Нам стоит выпрыгнуть из повозки, и тогда наши родственники спасут нас от этого похитителя». Второй мальчик возразил: «Но ведь мы ударимся при падении, и нам будет очень больно!» Первый не согласился: «Ты беспокоишься о том, что у тебя немножко поболит?! Ты что думаешь, что когда наш похититель привезет нас в свой дом, он поможет тебе аккуратно спуститься? Он перевернет повозку, и ты вылетишь из нее и упадешь к его ногам, как ягненок на заклание! А если упадешь сейчас, сможешь быстро оправиться и спастись!»

Смысл здесь таков: «...неужели упадут и не встанут»? Падение в этом мире обеспечивает спасение и подъем в будущем мире.


[1] Дварим 30:2

[2] Йешаяу 32:9-10

[3] Ваикра 16:30

[4] Эйха 1:9

[5] Йешаяу 55:6

[6] Теилим 32:2

[7] Ваикра 16:30

[8] Эйха 1:9

[9] Эйха 1:9

[10] Эйха 1:9

[11] Ирмеяу 8:4

[12] Теилим 76:8-9

[13] Йешаяу 55:6

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»