Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благословение — это когда у человека есть поля и виноградники, и много работников. Поле человека даст ему хлеб для пропитания всей семьи.

«Виноградники посадишь и возделаешь, а вина пить не будешь…»[1].

И сказал пророк: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев, и в виноградниках не будет ликования и радостных возгласов, вина в давильне не будет давить давильщик, прекратил я радостные восклицания Эйдад (крик, который был принят во время давления винограда — прим.)[2][3]. Для того, чтобы разъяснить это, приведем сначала слова царя Давида: «…извлекающий хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека…». В этих словах содержится намек на время благословения и время проклятия.

Притча.

Благословение — это когда у человека есть поля и виноградники, и много работников: «И будут каждый под своей лозой.». Поле человека даст ему хлеб для пропитания всей семьи. И будут у него свои плоды, и не потребуется ему ничего покупать. Тогда хлеб насытит его, а вино порадует. По этой причине, когда давили виноград, громко восклицали: Эйдад! Эйдад! — ведь их ждало веселье. Но если у человека нет полей, и есть лишь небольшая доля в винограднике, то он вынужден продавать вино, чтобы купить хлеб и другие насущные для семьи продукты. Тогда у человека нет причины кричать: Эйдад! когда он давит виноград. Об этом и говорит царь Давид, да покоится с миром — пусть не меняется порядок Творения! Пусть хлеб происходит из земли, а не от (проданного) вина, а вино пусть радует сердце человека. И это то, что сказано: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев, и в виноградниках не будет ликования и радостных возгласов.» — поскольку вино больше не служит для веселья (а для обмена на хлеб), то нет причины сильно радоваться во время его производства. И это же сказано у пророка Ирмеяу: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев», — потому что — «не будет уже крика: Эйдад!»[4] — ведь хозяин виноградника не будет пить его вино, и радостно будет не ему.

Притча.

Один человек женился на женщине, у которой были дети от первого мужа. Через несколько лет он женил сына своей жены. Гости на свадьбе веселились и танцевали, и звали его тоже в круг. Но он отказывался, говоря: «Главная причина обычая радоваться на свадьбе ребенка — пожелание радоваться и дальше, глядя на его семью, детей, которые у него родятся, и достатку, который у него будет. Эта радость присутствует, когда ребенок действительно мой. Но это сын моей жены. Я буду рад, если он не сделает мне зла и не доставит неприятностей. А счастья мне от него не будет, ведь его дети не будут моим продолжением. А радуется пусть тот, для кого это действительно радость».

Смысл этой притчи в том, что этот давящий виноград не уверен в том, что будет пить вино в спокойствии и радости, ведь он понимает, что должен будет продать вино другим. И хоть бы ему получить за это достаточно хлеба, чтобы насытиться, а о радости и говорить нечего.

«И рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли до края земли…»[5].

Царь Давид молился об этом: «Доколе, Б-г, скрываться будешь вечно. Вспомни, как ничтожна (моя) жизнь»[6].

Притча.

Отец дает сыну лекарства и мази, чтобы вылечить его болезнь, и не дает ему жирной пищи, чтобы не повредила ему, пока он лечится.

Разница между гневом отца на сына и гневом хозяина на слугу в том, что гнев хозяина на слугу вечен. Но гнев нашего Отца на Небесах на нас подобен гневу отца на сына — он временный, и будет продолжаться только то время, пока сын нуждается в лечении. А когда он излечится, гнев окажется великим милосердием, а наказание превратится в благо, горькие лекарства — в сладости. Но если сын откажется принимать лекарства, как указано, и остерегаться того, чего предписано остерегаться, то и гнев отца будет длиться вечно. Это будет настоящий гнев, и страдания будут настоящими. Ведь все, что делал отец для блага сына, тот перевернул с ног на голову. И об этом говорит царь Давид: «Доколе, Б-г, скрываться (сокрытие Б-га — это как будто Б-г не видит наши страдания — прим.) будешь вечно.» — до каких пор твой гнев будет на нас, хоть «лечение» на нас и не подействовало, и мы все еще не прекратили грешить. Но он добавил: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь».

Притча.

У одного мастера забрали рабочие инструменты в качестве залога. Если заимодавец станет пользоваться этими инструментами, то испортит их. А если они будут лежать, и их не будут трогать, то убыток должника будет только в том, что они не у него и он не может ими работать. Если же его ремесло дорогое, и он пользуется дорогими инструментами, подтачивает и смазывает их маслом каждый день, а теперь они отданы в залог несведущему человеку, который хранит их небрежно, то даже если ими не пользуются, они портятся от неправильного хранения.

Смысл этой притчи таков: С тех пор как мы находимся на земле, у нас было множество стражей, охраняющих нас от зла: большой и малый Сангедрин, и коэны, которые каждый день своим служением очищали нас от греха, когда приносили утренние и послеполуденные жертвы, как сказал пророк: «Праведность обитала в нем» — это жертва тамид (в Храме каждый день приносили общественную жертву всесожжения, которая называлась тамид — постоянная — прим.). Утренняя жертва искупала грехи, совершенные ночью, а послеобеденная жертва искупала грехи, совершенные днем. Дополнительные жертвы шабата, праздника и нового месяца также служили для большого исправления и способствовали тому, чтобы нас не постигло никакое зло. Но теперь нет у нас ничего из этого, и зло окружает нашу душу. Ведь в течение времени неосознанные грехи, ошибки в мыслях, поведении, которые мы не можем исправить полностью, если нет жертвоприношений, «загрязняют» нашу душу, и она как бы ржавеет. И это то, что сказал царь Давид: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь…». (Здесь употреблено слово халед, которое указывает на скоротечность жизни, а также похоже на слово халуда — ржавчина — прим.)

Это то, что просил царь Давид: «Храни меня, как глазной зрачок, под сенью крыл Твоих спрячь меня. От нечестивцев, грабящих меня, враги души моей окружили меня»[7][8]. (Царь Давид молился, чтобы Б-г уберег его от врагов, которые хотят привести его к греху, и от врагов, которые хотят его убить — прим.) То есть, даже если нечестивцы ничего мне дурного не делают, моя душа чувствует, как их зло влияет на нее, и это то, что сказано: «…враги души моей окружили меня». Ведь в самой душе человека у него есть враги — страсти и дурные наклонности, с которыми человеку приходится бороться и которые надо обуздывать. Когда рядом находятся внешние злодеи, внутренние дурные качества пробуждаются и укрепляются.


[1] Дварим 28:39

[2] Йешаяу 16:10

[3] Теилим 104:14-15

[4] Ирмеяу 48:33

[5] Дварим 28:64

[6] Теилим 89:47-48

[7] Йешаяу 1:21

[8] Теилим 17:8-9

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»