Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об идее «ступней Мессии» — конец Изгнания; время, которого страшились величайшие люди, жившие в мире

Эйсав — это Эдом

Как известно, четвертое изгнание есть изгнание Эдома, корень его в том споре между двумя мирами, между братьями близнецами, абсолютно похожими на первый взгляд. Этот спор дошел до той религии, которую приняли на себя сыны Эдома, утверждающей: мы Израиль с которым заключил Творец Новый Завет, и наш Бог — есть Его Мессия.

Как объясняет Рамбам пророчество Даниэля про это царство: «И уже сообщил нам Творец через Даниэля, что этому суждено произойти, и что в будущем восстанет человек и выдумает религию, которая будет похожа на религию истинную, и будет говорить великие вещи, и заявит, что спустился на него дух пророчества, и дал ему книгу, и что Творец говорил с ним, и он разговаривал с Творцом, и тому подобные вещи из его многочисленных слов. И так сказал Даниэль, говоря о восстании царя Эдома (Даниэль 7:8): “Я смотрел на рога, и вот другой малый рог поднялся среди них, и три передних рога выпали из-за него, и на роге том глаза как человеческие, и уста говорящие великое”. И всмотрись в мудрость этой притчи, и увидишь удивительное. Сказал, что видел малый рог, как он растет, и в то время как он удивлялся его длине, и тому что он свалил три рога впереди себя, увидел, что у рога того есть глаза, как глаза человека, и уста говорящие великое. То есть этот восставший выдумает религию, похожую на божественную, заявит, что он пророк, и приумножит слова свои.

И истолковал нам Даниэль, что замысел его был в том, чтобы исказить и изничтожить Тору, которая в руках наших, изменив её, ибо так сказал он: “И собрался изменить времена и закон, и будет предана в руки его до времени и времен, и половины времени”. И объяснил Творец Даниэлю, что Он погубит его после величия его и долготы его, вместе со всем, что останется от тех царств, которые ему предшествовали…» (Рамбаам, послание в Йемен).

Небесная сила этого изгнания имеет своим корнем то, что она предлагает себя в качестве замены общины Израиля: когда один падает, другой встает. И потому испугался праотец наш Яаков, когда увидел падение Израиля в последнем поколении ступней Мессии, и не видел, как это царство исчезнет. Ибо его сила — есть сила зла в своей сущности, а мы Израиль увеличиваем силу его власти своими грехами. «И конец его упомянут только в связке с покаянием» (Рамбан, речь об избавлении). Корни этого изгнания следует искать в наших грехах — изъянах, которые были в народе Израиля, и которые привели к его власти. Это изгнание, начавшись с разрушения второго храма, а точнее еще при нем, когда рассыпалось царство Хашмонаев, и воцарился дом Ирода Идумейского в Иерусалиме, с этого момента началась духовная деградация Израиля, возникла ересь, а с ней и все, что привело к разрушению храма и к исходу в то изгнание, конец которого не раскрыт.

Цель изгнания Эдома

«“И поставлю человека (Адам) вместо тебя” — читай не Адам, но Эдом» (Брахот 62б).

Ведь из этого изгнания, должна произрасти совершенная форма человека по образу Бога, и форма совершенного царства мироздания: это Машиах и царство Израиля. И ведь, как известно, к тайне управления единства, в особенности в поколении ступней Машиаха, относится то, что чем большей силой обладает тьма, тем величественнее будет раскрытие, и если в будущем должен сформироваться «Адам» Творения, это может произойти только из превращения отрицания этой формы в форму человека, это и есть изгнание Эдома. Ибо небытие есть причина бытия, исход из этого изгнания и есть приобретение человеческой формы, невозможность постичь срок конца этого изгнания проистекает из этой идеи: конец этого изгнания есть конец зла, и строительство исправленного мира. Все это превосходит постижение этого мира, в котором властвует принцип суда и дает существование злу. Сущность этого изгнания: вручение злу полноты власти, поэтому оно требует сокрытия этой идеи. «То, что ты должен знать, что срок конца, поистине, невозможно знать, не одному человеку никогда! Как сказал об этом Даниэль (Даниэль12:9): “ибо сокрыты и запечатаны слова эти до срока конца”» (Рамбам, послание в Йемен).

Ступни Мессии

Чтобы понять глубину этого изгнания, и то великое очищение, которого оно требует, мы приведем здесь, идею «ступней Мессии» — конец и силу этого изгнания, соответствующую ногам в человеческом теле. Это то время, которого страшились величайшие люди, жившие в мире.

«Прояснятся и обелятся, и очистятся многие, и злодеи будут злодействовать, и не поймут злодеи, но разумеющие поймут» (Даниэль 12:10). Еще объясняет нам, что даже те разумеющие и понимающие, которые пережили беды, выстояли в них, оставшись в вере в Бога и его пророка Моше, еще надлежит им пережить беды, тяжкие и злейшие, более первых, в которых они выстояли, так что проснется в них сомнение, и преткнутся они и станут заблуждаться, пока не разъяснится им хотя бы малое, как сказано: «И разумеющие преткнутся, чтобы очистить их, сделать ясными и убелить, до срока конца» (Рамбам, послание в Йемен).

«Также и пророки трепетали, когда помышляли о них, как сказано (Йешаяу 21:4): “блуждало сердце моё, страх обуял меня…” Также и в книге Брейшит сказал Творец: “Увы тому, кто будет в то время, которое приведет Бог”» (там же).

Из слов мудрецов выходит, что очищение в этом изгнании будет внутренним, ибо сила этого царства берется из того зла, которое примешено внутри народа Израиля, нуждающегося в очищении. Его усиление произойдет в поколении ступней Мессии накануне изгнания. Сообразно силе света, которому необходимо раскрыться, будет и величие тьмы, предшествующей ему. В речи Рабейну Хаима Виталя на Рош а —Шана объясняется, что это изгнание находится в руках самого Самаэля, и мы усиливаем его нашими грехами, и избавление из него будет лишь с исчезновением власти зла с лица земли, истреблением зла из внутренностей человека и из всего мироздания — это конец борьбы между добром и властью зла в мире, эта вещь потребует тяжкого внутреннего очищения внутри самого народа Израиля, и этого испугался Яаков в видении изгнаний, которое видел в ту ночь.

Очищение зла будет посредством покаяния, которое совершит Израиль, именно оно приведет к полному избавлению из изгнания:

«Рабби Шимон Бен Лакиш объяснял эти стихи про изгнание: “Земля же была пуста” — это изгнание в Вавилон, как сказано (Йирмеяу 4): “Видел я Землю, и она пуста, “и безвидна (боhу)” — это изгнание в Мидию (Эстер 6): “И поторопились (йавhилу) привести Амана”, “и тьма” — это изгнание под власть греков, которые затмили глаза Израиля своими указами, говоря им — напишите на роге быка, что нет у вас доли в Боге Израиля, “над бездною” — это изгнание во власти злодейского царства, которое бездонно как бездна. Как бездна эта не может быть исследована, так и эти злодеи, “и дух Божий витает” — это дух царя Машиаха, как написано (Йешаяу 11): “и почиет на нем дух Господень”. За какую заслугу он обретается, и витает? “Над водой” — в заслугу покаяния, которое подобно воде, как сказано (Эйха 2): “Излей как воду сердце твое”» (Брейшит Раба 2:4).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»