Темы: Тазриа, Оцарот, Геула, Избавление
«Если язва проказы будет на человеке» (Тазриа, 13:9)
Известны слова рабейну Овадьи Сфорно, благословенна память праведника, что язвы появляются только чудесным образом, и поэтому неевреи не оскверняются язвами (Трактат «Негаим», 3:1). Когда народ Исраэля опустился со своей ступени, у него тоже исчезли язвы. И это не возвышение, а недостаток.
Пример, на что это похоже. На человека, у которого отравлена кровь. Когда яд стекается к гнойной ране, уродливой и мучительной, это означает, что человек находится в процессе выздоровления. Таким образом, он вылечивается от нарыва. Но если рана скрыта и гнездится в теле, она несравненно опаснее. Так и грехи злословия, из-за которых появляются язвы. Когда они появлялись снаружи и приводили к самоотчету и тшуве, к процессу духовного и физического выздоровления, это было чудесно. Ужасно, когда болезнь кроется внутри, и дух нечистоты гнездится в душе человека, по словам святой книги «Зоар». Как несчастен человек, и как ужасно его состояние. А теперь иди и смотри: в прошлом, когда хотело злое начало ввести человека в грех злословия, его предупреждали: злословие убивает троих: рассказывающего, слушающего, и того, о ком говорят. Только троих. Но сегодня, когда есть средства массовой информации, записанные и электронные, убивают в суете тысячи и десятки тысяч. Сколько добавляется грехов и сколько обвинителей, да смилуется Ашем.
Стоим мы и удивляемся: «почему не приходит сын Ишая», Машиах, почему задерживается Избавление? Но в мидраше есть на это ответ: Размышлял Моше: «За какой грех поработили Исраэль? Услышал он, как еврей говорит ему: “Убить ты меня хочешь, как убил египтянина”, и понял, что среди евреев распространенно злословие — как же они могут быть достойны Избавления?! Поэтому сказал: “Известно стало это дело, теперь я знаю, по какой причине они порабощены”.
Стоим мы и удивляемся: ведь Тора защищает и спасает, “устояли наши ноги в войне в заслугу ворот Иерушалаима, которые занимались Торой” (Трактат Макот, 10). А в нашем поколении так много Торы — залы ешив полны, дома учений заполнены учащимися, и то же — в колелях, и на уроках Торы. Почему же ухудшилось положение?!
И на это есть в мидраше ответ: “Нашли юношей во времена Давида, которые, пока не согрешили, умели толковать Тору сорока девятью способами нечистоты и сорока девятью способами нечистоты. А после этой похвалы вышли на войну и пали? И все это из-за того, что разносили сплетни и были увлечены потоком злословия” (Мидраш «Ваикра раба, 26:2).
Это ужасно! Ужасно, что может сделать злословие, а наше поколение настолько в него погружено, что оно стало почти разрешенным. И на что нам надеяться, чего ожидать? Сможем ли мы закрыть рот дикторам, предотвратить распространение газет, остановить поток сплетен и потоп пустословия?
Однако известно из мидраша, что в заслугу одного объединения, члены которого буду вести себя в соответствии с законом, соберутся все евреи из изгнания, и Святой, благословен Он, стоит и ждет этого объединения. Счастливы те, кто объединяется для соблюдения законов речи и удаляется от потока сплетен средств массовой информации всяких видов. Они спасают себя от множества грехов, живут в чистой атмосфере и удостаиваются того, что в их заслугу придет Избавление! (Мааян ашавуа)
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь