Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О цели прихода Машиаха и вере в его приход в соответствии с мнением Рамбана. Как приход Машиаха связан с существованием народа Израиля

Слова Рамбана

Приведем здесь слова Рамбана, на которые он намекает, говоря о высшей тайне этой идеи: «И смысл слов “и Я буду ходить среди вас” — что Мое управление вами будет явным, подобно царю, который ходит по своему лагерю, снабжая его всем необходимым, и таков обычай слов завета в их простом значении, и это истина, и так поступит Он с ними, без сомнения, и не упомянуло здесь Писание награду вечного бытия душ в мире душ и в будущем мире после воскресения, ибо их вечное бытие необходимо следует из природы творения, как я объяснил, говоря о наказании “карет”, которое состоит в уничтожении тех, кто его заслужил, а остальные пребудут вечно, как следует из принципа их сотворения.

Но согласно истинному пути, эти благословения суть небесные благословения в высших мирах, как я объяснил, говоря о стихах “и положу Я мир на земле”, “и не презрит вас душа Моя”, и также “и буду Я ходить среди вас”, которые намекают на то, что наши учителя назвали “Шхина” (“присутствие Бога”), как сказано “и положу обитель Мою посреди вас”, и говорят они: “Шхина пребывает в Израиле” (Менахот 86б), и так сказали в мидраше Брейшит Раба: “основное присутствие Бога было в нижних мирах” (19:13). И здесь говорится о Ган Эдене и будущем мире для знающих Бога, и полнота этих благословений будет лишь когда весь Израиль станет творить волю Отца их, и здание неба и земли пребудет в полноте своего бытия, и в Торе нет более совершенных благословений, которые суть слова Завета, и условия между Святым, благословен Он, и нами.

И знай, что никогда не был удостоен Израиль этих благословений в полноте, ни в множестве своем, ни отдельные люди из него, ибо их заслуги не достигали их, как сказали мудрецы про Давида: “(он копьем своим поразил) восемьсот врагов, и сожалел о двухстах, вышел голос с небес и сказал ему лишь про Урию Хеттеянина” (Моэд Катан 16б), и потому ты находишь у наших мудрецов, что они относят эти стихи к будущим временам, “учит Писание, что ребенок из Израиля в будущем протянет руку свою…” (Торат Коаним 2:2), “в будущем Всевышний будет гулять с праведниками” (там же 3:3), и этого никогда не происходило, но произойдет с нами в дни совершенства» (Рамбан, комментарий на гл. Вайикра 26:12).

Главной целью прихода Мессии является пребывание Шхины в Израиле. В этом исправление мира, и в этом изначальная цель творения: Шхина в нижних мирах. Единение Бога с человеком, находящимся здесь, в материальном мире, и единственность Бога в этом мире. «И здание неба и земли в полноте своего бытия», это предел исправления: раскрытие единства Бога на земле, исцеленной от греха — от изъяна, соответствующей своему корню, способной полностью соединиться с небесами. «И здание неба и земли» — это структура управления творением, находящаяся в положенном ей состоянии, когда высшие миры способны излить свое благословение на низшие без всякой помехи: Шхина пребывает в нижних мирах.

И есть в этом тайна, ибо пребывание Шхины Бога в нижних мирах служит Всевышнему, как поясняет Рамбан: «Но сказал рабби Авраам: ибо, сказал Господь, Я лишь затем вывел их из земли Египетской, чтобы пребывать среди них, и об этом сказано: “Будете служить Богу на этой горе” (Шмот 3:12), и хорошо он истолковал. Но если так, то есть в этом великая тайна, ибо, согласно простому пониманию, пребывание Шхины в Израиле служит людям, а не Всевышнему, однако (и это та тайна, на которую намекает рабби Авраам), это подобно словам Писания: “Израиль, которым буду славен Я” (Йешаягу 49:3) и сказанному Йеошуа: “И что сделаешь Ты ради Имени Твоего великого?” (Йеошуа 7:9), и подобных стихов есть множество: “…возжелал для трона Своего” (Теилим 132:13), “… здесь воссяду Я, ибо возжелал его” (там 14), и написано: “… и вспомню Я землю” (Вайикра 26:42)» (комментарий на Шмот 29:46).

Как мы объяснили, основы веры, именно в том виде, как их изложил Рамбам, были приняты как практический закон в Израиле. Мы собираемся разъяснить эту основу веры.

Основа веры

«И эта вещь является великой основой среди основ веры Израиля, а именно, что невозможно, чтобы не восстал из семени царя Шломо муж, который соберет рассеяние наше, и отведет наш позор и изгнание, и раскроет истинную Тору, и уничтожит всякого, преступающего его слово. Как и обещал нам Святой, благословен Он, в Своей Торе: “Вижу его, но не теперь, замечаю, но не близко, взошла звезда от Яакова, и восстал жезл от Израиля, и разгромил края Моава, и поразил всех сынов Шета, и был Эдом добычей, Сеир врагов его, и Израиль обретает успех…”

И также обещал нам Творец через пророков Своих, что мы не погибнем и что Он не уничтожит нас, и что не престанем мы никогда быть благочестивым народом. И как невозможно прекращение существования Святого, благословен Он, так же невозможно нам быть уничтоженными и исчезнуть из мира. Ибо так сказал Он: “Я Господь не изменился, и вы, сыны Яакова, не исчезли” (Малахи 3:6). И также возвестил нам и укрепил нас Благословенный в том, что невозможно Ему возгнушаться нами как одним целым, и хотя бы мы гневили Его и преступали Его заповеди. Ибо так написано: “Так сказал Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь” (Йирмеягу 31:37). И эту же самую идею сообщил Он нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так написано: “и тогда как они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их”(Вайикра 26:44)».

Удивительны и возвышенны слова Рамбама о том, что Творец образно связал вечное существование народа Израиля со Своим собственным существованием. Это величайшее из обетований Избавления. Не отменит Он Свой завет с нами: «И эту же самую идею сообщил Он нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так написано: “и тогда как они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их” (Вайикра 26:44)».

И Завет этот, как объяснил Рамбан, касается пребывания Его Шхины среди нас: «Но, согласно истинному пути, эти благословения суть благословения небес и высших миров, как я говорил про стихи “И положу Я мир на земле”, “И не презреет вас душа Моя”, “И буду ходить среди вас”, здесь намекает Писание на то, что наши мудрецы называют Шхина (присутствие Всевышнего), как написано: “И положу обиталище Мое (мишкани) среди вас”, и сказали: “Шхина пребывает в Израиле” (Менахот 86б), и сказали еще в мидраше Брешит Раба: “Основное пребывание Шхины было в низших мирах” (19:13). Итак, здесь говорится о Ган Эдене и о будущем мире для знающих Его, и эти благословения в полноте будут лишь тогда, когда станет весь Израиль исполнять волю Отца своего, и здание небес и земли пребывает в совершенстве, и нет в Торе более совершенных благословений, чем эти, ибо они суть слова Завета и условия между Святым, благословен Он, и нами».

Таким образом мы погружаемся вглубь темы, из которой мы узнаем, что возможность исправления творения, раскрытия царства и единственности Творца в низших мирах, существует лишь через избавление Израиля, которое придет через приход Машиаха.

Но вначале поговорим о вещах в их простоте.

Исправление народа Израиля и утверждение закона в его полноте

«Царь Машиах восстанет, чтобы вернуть царство Давида в прежнее состояние, к прежней власти, и он отстроит Храм и соберет рассеяние Израиля и вернутся все законы в его дни к прежнему исполнению: будут приносить жертвы и соблюдают седьмой год и юбилейный год в соответствии со всеми их законами, как заповедано в Торе.

И если восстанет царь из дома Давида, изучающий Тору и исполняющий заповеди, подобно отцу своему Давиду, согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и укреплять ее соблюдение, и станет вести войны Всевышнего, то мы предполагаем, что он Мессия. Если он сделал так и преуспел, и отстроил Храм в положенном месте, и собрал рассеяние Израиля, то он в точности Мессия» (Рамбам, законы о царях, гл. 11:12).

«И потому возжелал весь Израиль, его пророки и мудрецы, дней Мессии, чтобы обрести покой от царств, которые не позволяют им заниматься Торой и заповедями как должно, и обретут отдохновение, и приумножат мудрость, чтобы удостоиться жизни в будущем мире, ибо в те дни приумножится знание, мудрость и истина, как сказано: “И наполнится земля знанием Господа” и сказано: “И не станет учить муж брата своего, и человек ближнего своего”, и сказано: “И заберу сердце каменное из плоти вашей”, ибо царь тот, который восстанет от семени Давида, мудрецом будет большим, чем Шломо, и пророком великим, близким к Моше Рабейну, и потому станет учить весь народ и укажет им путь Господа, и все языки придут, услышав о нем, как сказано: “И будет в конце дней, верно будет стоять гора храма Господня в вершине гор”» (Рамбам, законы о покаянии 9:2).

Если так, то предназначение Мессии в избавлении Израиля очевидно, и оно заключается не только в сбрасывании ярма народов и выведения евреев из изгнания, но и его приведению к совершенству. Совершенство, в котором он будет в состоянии исполнять Тору в полноте, царство будет возвращено дому Давида, Храм будет отстроен, и народ Израиля сможет заниматься Торой и исполнять все ее заповеди, поднимаясь в духовности без препятствий. И вновь будем мы «благочестивым народом».

Объясняет Рамбам, что тремя вещами заверил нас Творец, что мы вечно будем угодным Ему народом: Его великим именем, порядком мироздания и Торой:

«И как невозомжно, чтобы прекратилось существование Святого, благословен Он, так невозможно нам погибнуть и исчезнуть из мира. Ибо так сказано: “Я Господь не изменилися, и вы дети Яакова не были истреблены” (Малахи 3:6). И также возвестил Он нам и укрепил нас, Благословенно имя Его, что невозможно для Него презреть нас всех как целое, и хотя будем гневить Его и преступать Его заповеди. Ибо так написано: “Так сказал Господь: если будут измерены небеса наверху и исследованы основания земли внизу, то и Я возгнушаюсь всем семенем Израиля за все, что сделали они, сказал Господь” (Йирмеягу 31:37). И в том же смысле обещал нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так сказано: “И еще то, что когда будут они в стране врагов своих, Я не стану презирать их и не возгнушаюсь ими, чтобы истребить их и разрушить завет Мой с ними, ибо Я — Господь Бог их”» (Рамбам, выше).

Эти высокие вещи учат нас, что сохранность Израиля как народа является основой, обеспечивающей исполнение воли Творца в мироздании, существование самого мироздания и исполнение обетований Торы.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»