Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Машиах не явится раньше срока «Беита», определенного изначально, конечного времени Избавления

Автор книги «Икарим»

Автор «Икарим» считает, что вера в приход Мессии не является основой веры:

«Вера в приход Мессии обязует каждого следующего Торе верить в нее… Ибо в Торе сказано открыто об обязанности верить словам пророка, как сказано: “Его слушайте” (Дварим 18), и пророки говорили о приходе Мессии. Таким образом, понятно, что всякий, кто не верит в приход Мессии, отрицает слова пророков и преступает заповедь “делай”, но тем не менее, вера в приход Мессии не является основой, из-за которой, если человек ее не исповедует, вся Тора может упасть» (Речь 4, гл. 42).

Он объясняет там так же, как и Рамбан, что вера в награду и наказание относится к основам Торы: «Ибо вера в воздаяние необходима любому последователю божественной Торы, и отрицающий ее — отрицает основу. Тот же, кто верит, что награда предназначена лишь душам и в будущем мире, или в то, что награда материальна и в эпоху воскресения, даже, если он не верит в воздаяние в этом мире, не является отрицающим основу, потому что он верит в принцип воздаяния как таковой, хотя и оспаривает один из видов воздаяния. Знай, что среди мудрецов есть те, кто говорит: “Нет награды за заповеди в этом мире” (Бавли Кидушин 81а, 39б, Хулин 143а), и они верят, что главное воздаяние — в будущем мире. И так сказали они: “Чтобы хорошо тебе было — в мире, который полностью хорош, и чтобы продлились дни твои — в мире, который полностью долог”. И потому мы говорим, что вера в приход Мессии не относится к основам, чтобы отрицающий ее назывался отрицающим основу, но это истинная вера, которая является необходимой для каждого последователя Торы Моше» (там же).

И приводит в доказательство своих слов: «Вот, мудрецы спорят относительно пророчеств, указывающих на него. Ведь в числе мудрецов Талмуда есть те, кто понял, что все пророчества, содержащиеся в словах пророков относительно Мессии, были уже исполнены в прошлом, и некоторые из них даже сказали, что все они исполнились в дни Хизкиягу, царя Иудеи. Так сказал рабби Илель: “Нет Мессии у Израиля, ибо они уже получили его во дни Хизкиягу, царя Иудеи” (Бавли, Санэдрин 98а)» (там же).

Рабби Илель

«Рабби Илель говорит: нет Мессии у Израиля, ибо они уже получили его во дни царя Хизкиягу. Сказал рав Йосэф: да простит рабби Илелю Господин его! Когда жил Хизкиягу? В дни Первого Храма. А ведь пророк Захария пророчествует в дни Второго Храма, говоря: “Веселись весьма, дщерь Циона, ликуй, дщерь Иерусалима, вот царь твой грядет к тебе, праведный и спасаемый он, смиренный и восседающий на осле, и на осленке, сыне ослиц”» (Санэдрин 99а).

В этом разделе автор «Икарим» исследовал этот вопрос с разных сторон, и вывод, к которому он пришел там, заключается в том, что, по мнению рабби Илеля, все пророчества, говорящие об Избавлении и собрании Израиля, следует толковать про царя Хизкиягу, и даже про Зрубавеля и Эзру. И если так, то из Писания не следует с необходимостью, что настанет будущее Избавление.

Раши там объясняет, что слова рабби Илеля касаются лишь вопроса, будет ли Избавления посредством Мессии, ибо Илель полагает, что «Святой, благословен Он, будет царствовать Сам и избавит их Сам», но совершенно определенно, что Илель не отрицал будущее Избавление. Так объяснил и Хатам Софер, и написал там, что и в этом вопросе также практический закон не установлен по мнению рабби Илеля, и тот, кто придерживается таких взглядов после того, как закон принят согласно мнению мудрецов, является отрицающим основу.

Абарбанэль остро полемизирует с автором «Икарим», и в своей книге «Рош Амана» объясняет, что смысл слов рабби Илеля в том, что Машиах не явится раньше срока «Беита», т.е. определенного изначально, конечного времени Избавления, т.к. народ Израиля уже получил награду за все свои заслуги в дни царя Хизкиягу, а коли так, не удостоятся ускоренного срока, называемого «Ахишена». И в этом также спорят мудрецы с рабби Илелем, и закон установлен не по его мнению.

А в своей книге «Йешуот Мешихо» он объясняет слова рабби Илеля так, как его объяснили наши учителя, слова которых мы привели выше, и приводит там десять целей прихода Мессии, первая цель: избавление посредством царя, происходящего из потомков Давида, и эта цель, по мнению рабби Илеля, была достигнута посредством царя Хизкиягу. Но остальные цели Избавления, собрание рассеяния и т.д. будут выполнены самим Творцом. Таковы слова наших учителей об этом споре.

Как мы привели выше, хотя Рамбан полагает, со своей стороны, что вера в Избавление не относится к основам Торы, он превозносит эту веру, о которой говорили все пророки Израиля. Приведем его слова.

Слова Рамбана о цели Избавления

Он объясняет там, что наша вера в приход Машиаха является «очевидной истиной для принимающих Тору и пророков, и мы свидетельствуем о ней… и затыкаем рот апикоросам доказательствами из нее, и радуемся ее словам, ибо ждем этого, питая надежду удостоиться близости к Богу, будучи в храме Его с Его священниками и пророками, с тем, что будет в нас от чистоты и святости, пребывая в Земле избранной и наслаждаясь Шхиной, пребывающей среди нас, гораздо более, чем мы можем достичь сегодня, пребывая в изгнании среди народов, совращающих нас в грех, с тем, что есть в нас от нечистоты и мерзости, ибо тогда, в дни Мессии будет уничтожено злое начало, ибо мы постигнем Истину, как она есть, а, возможно, и по другой причине, тайна которой более глубока, чем то, о чем я сказал.

Это главная причина нашего стремления и вожделения дней Мессии, в добавление к тому, что увеличивает наше стремление и вожделение тех дней в Торе, которая объясняет нам, что когда мы грешим, то пребываем в изгнании для мучения нашего, а если служим достойно, то вновь будет Бог благоволить нам, как благоволил отцам нашим, и более сего.

Не оттого, что мы сомневаемся по поводу чуждых верований, истинны ли они, как полагают некоторые лишенные ума из нашего народа, но потому, что наша душа страстная душа стремится к тем дням также и потому, что желает показать спорящим с ней, то есть, ее дурным соседям, людям чуждой веры, что ветер они посеяли и бурю пожнут, и такова природа человека — стремиться превзойти своих противников в споре, показать, что истина с ним. И в этом желании заключена для нас также и большая заповедь, что мы желаем освятить Имя Творца на глазах у язычников».

Вера в приход Мессии является главной надеждой общины Израиля. Время, когда не будет злого начала, но будут прилеплены к Торе и к исполнению ее заповедей в совершенстве. Время, когда будет пребывать Шхина в Израиле, и прилепление к Творцу будет без преград. Также и в благих телесных обетованиях состоит надежда Израиля, после столь длительного изгнания и многочисленных бед, и страданий.

Также и в том состоит стремление Израиля, чтобы освятить Имя Благословенного на глазах у народов, и к тому же есть в этом победа над народами мира, ведь это покажет, что наша вера, ради которой мы претерпели столько страданий, истинна, а они наследовали ложь, как это объясняет Рамбан в своих словах.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»