Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья из цикла р. Ашера Кушнира, созданного на основе приложения к его книге «Реальность и иллюзия»

2. Всесильна ли наука?

Основная тема этого обзора связана с вопросом о всесилии науки, то есть неограниченности научного познания. Эта проблема издавна находится в центре внимания философов[1] и учёных. Способна ли наука познать природу во всей полноте и дать ответ на любой вопрос?

Этот вопрос формулируют и в более общей форме: «А познаваем ли мир вообще?» Или по-другому: «Есть ли границы у человеческого познания, существует ли нечто, что принципиально непостижимо»?

В философии существуют разные мнения по этому поводу. В частности, представители гносеологического оптимизма утверждают, что у познания нет границ, то есть мир и всё в нём принципиально постижимы и доступны для исследования. И если не всё ещё известно, то это непременно будет постигнуто в дальнейшем; это лишь дело времени и средств. Такой позиции придерживаются в основном материалисты, среди которых были Людвиг Фейербах, Карл Маркс и др.

С другой стороны, воззрение, получившее название агностицизм, и его разновидность, релятивизм, принципиально отрицают возможность познания мира. Поэтому сущность явлений и объектов природы никогда до конца не будет познана. Приверженцами этого подхода были Иммануил Кант, Давид Юм и др.

Проблема познаваемости мира остро стоит не только в философии, но и в науке. Есть учёные, которые придерживаются мнения о неограниченности научного познания, а есть те, кто в этом сомневаются.

Однако в этом принципиальном споре голоса сторонников всесилия науки звучат гораздо громче. К тому же в диспутах они отказывают оппонентам в возможности строить теистические выводы на основе неполноты научных знаний: они утверждают, что эти пробелы, безусловно, будут восполнены.

Поэтому и необходимо вынести на суд читателя факты.

Тема познаваемости мира при более близком рассмотрении распадается на три составляющие, а именно: 1) учёный, который желает познать природу; 2) природа, которая является объектом изучения; 3) метод исследования, посредством которого учёный познаёт природу.

Чтобы глубже разобраться в этой непростой теме, следует проанализировать[2] границы каждой из этих трёх составляющих:

  1. Насколько ограничены возможности человека познать природу?
  2. Насколько доступно познание природы как таковой?
  3. Насколько ограничены методы исследования?

[1] Раздел философии, занимающийся теорией познания, называется гносеологией.

[2] Это крайне масштабная тема, и здесь не место её глубокому и подробному анализу — достаточно краткого обзора.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»