Темы: Реувен Куклин, Дарование Торы, Доказательство, Истинность Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! У меня три вопроса практически на одну тему, если можно:
1. Какие есть доказательства, что сегодняшний текст Торы — тот же самый, что получил Моше Рабейну, а не позднейшая компиляция разных источников?
2. Как ответить тем, кто говорит, что филологический анализ текста доказывает второе?
3. И, самое главное, — какие доказательства того, что текст дан Вс-вышним, а не сочинен Моше или кем-то еще?
Большое спасибо за ответ.
Уважаемый …!
Тора дана Творцом.
Моше, обращаясь к еврейскому народу, говорит (Дварим 4:32-34): «Ибо спроси о временах прежних, которые были до тебя, со дня, в который Б-г сотворил человека на земле, и от края неба и до края неба: сбылось ли когда подобное этому великому делу, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли народ глас Б-га, говорящего из среды огня, — как слышал ты, — и остался в живых? Или попыталось ли божество явиться взять себе народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простёртою, и ужасами великими, как всё, что сделал для вас Господь, Б-г ваш, в Египте пред глазами твоими?» Здесь Моше утверждает две вещи:
Действительно, если мы обратимся к различным религиям, мы не найдём ни одной, кроме иудаизма, которая утверждала бы, что была дана в присутствии всего народа. Даже религии, взявшие свои основы из иудаизма, христианство и ислам, не утверждают, что были даны в присутствии всего народа. И это — несмотря на «выигрышность» подобного утверждения, которое могло бы значительно усилить «позиции» такой религии.
В чём же причина того, что ни одна религия не утверждает подобного?
Ответ простой: невозможно придти ко всему народу и рассказать ему о событиях, происходивших со всем народом, в то время, когда в действительности со всем народом ничего подобного не происходило. То, что в Торе рассказывается о даровании Торы в присутствии всего народа и о грандиозных событиях, сопровождавшихся различными чудесами, происходившими со всем народом беспрерывно на протяжении десятилетий, само по себе является доказательством истинности Торы.
Поздние поколения ничего не добавили к оригинальному тексту Торы.Тора предостерегает нас (Дварим 4:2): «Не прибавляйте к тому, что я (Моше) заповедую вам, и не убавляйте от того». Это — запрет вносить какие бы то ни было изменения в текст Торы намеренно.
Относительно изменений, которые могут быть внесены ненамеренно.
В Торе говорится (Дварим 4:9): «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих». В нескольких местах в Торе предостережение выражается словами «השמר לך» — «берегись», но только в предостережении о забвении Торы употреблено выражение «ושמור נפשך מאד» — «весьма оберегай душу твою». Эта показывает, насколько тяжким грехом является забвение Торы. Каждый переписчик книг Торы осознавал, насколько строго следует соблюдать эту заповедь. Что обеспечило невероятную точность при переписывании книг Торы.
И, действительно, хотя книги Торы переписывалась на протяжении тысячелетий в различных странах, отделённых друг от друга тысячами километров, если мы сравним сегодня книги Торы из различных стран, мы увидим, что в них нет ни малейшего различия — ни в едином слове.
Нельзя полагаться на филологический анализ.Относительно филологического анализа.
Все учёные согласны, что любые «доказательства», добытые с помощью такого анализа, не могут быть полноценными, особенно, в нашей ситуации, когда у тех, кто осуществляет «анализ», наличествует явное желание «доказать», что Тора была написана людьми. Давайте также не забывать, что начало подобному «анализу» положили немецкие филологи.
Более того, если даже с помощью филологического анализа можно доказать, что тот или иной текст составлен из нескольких текстов, написанных разными людьми, — всё это может иметь отношение только к тексту, написанному людьми, поскольку каждый из них использует определённый набор слов и выражений. О Творце же сказано: «Как [мудрый] старец в день суда, как герой в день боя». Творец проявляет Себя по-разному в разных «ситуациях», Его «лексический запас» ничем не ограничен.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Откуда историки знают, что событие, считающееся фактом, действительно произошло?
Путешествие к вершине горы Синай
Истинность Торы
Слушайте:
Доказательство истинности Торы
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Итро жил в Мидиане, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа
Рав Берл Набутовский
Есть ли какие-то археологические подтверждения времён Моисея?
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Для того, чтобы подтвердить ту или иную информацию, нужны многочисленные доказательства. В случае с Торой так и произошло - народы мира оставили немало свидетельств о всемирном Потопе, строительстве Вавилонской башни и других важнейших событиях в истории человечества. Поэтому так называемая "библейская критика" попросту лишена смысла.
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ