Из цикла «Границы научного познания», темы: Большой Взрыв, Прогресс и Тора, Тора и наука, Еврейская история, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы
Отдельно стоит вопрос о Началах — причинах причин появления всех составляющих Природы[1].
Хотя общепринятая теория Большого взрыва подробно описывает то, что произошло после Взрыва, она не содержит никакой информации о том, что происходило до этого.
Тем не менее, учёная мысль смело продвинулась за границы непознаваемой сингулярности Большого взрыва, и в последние десятилетия были выдвинуты новые космологические модели происхождения Вселенной[2]. Но пока эти модели не имеют эмпирических подтверждений и не выходят за рамки умозрительных догадок.
Впрочем, даже если предположить, что они будут косвенно подтверждены, ответ о Началах так и не будет получен, а незнание всего лишь будет перенесено на один «этаж» выше.
Поэтому вопрос о происхождении невообразимо великой первичной энергии Вселенной навсегда останется нераскрытой тайной.
Так же недоступна и причина появления и существования постоянно действующих законов природы. Ясно это сформулировал[3] Пол Девис: «Откуда появились законы природы? Когда я был студентом, мне объяснили, что роль учёного — раскрывать законы природы, искать пути их практического использования, но не выяснять, откуда они появились. Надо верить, что миром управляют абсолютные математические законы, что они неизменяемы и универсальны. Впоследствии я спрашивал многих коллег об источнике этой веры. Ответы, которые я получал, были от “это не научная постановка вопроса” и до “никто не знает”. Особенно мне нравился ответ: “Нет у законов природы причины, они просто существуют”… Научное объяснение природных явлений принципиально возможно только благодаря тому, что мир логично упорядочен, и любому следствию предшествует причина. И если проследить до причины причин, то мы неизбежно придём к фундаменту Вселенной — законам природы. Так как же получается, что именно в этой критической точке логика нас оставляет? Это же насмешка над всей наукой. Может ли быть, что колоссальное упорядоченное здание природы построено на абсурдной основе отсутствия логики…?» [4]
Вопрос о Началах находится вне прямой компетенции науки.
[1] Тема подробнее разбирается в главе 7 этой книги.
[2] Теория струн, теория инфляционной Вселенной и другие модели мультивселенной.
[3] The New York Times. 2007. November 24.
[4] Подобная постановка вопроса, естественно, вызвала недовольные отклики некоторых его коллег. Тем не менее, никаких конструктивных ответов по поставленному вопросу их критика не содержала. См.: Davies, Paul. Taking Science on Faith. The Edge. 2006. December 31. www.edge.org.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»