Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По закону нет никакой проблемы в том, чтобы измерять количество, объем или вес предметов и продуктов питания, за исключением Субботы и праздников, даже если это делают не для исполнения заповеди

В Талмуде сказано, что в измеренных, посчитанных или взвешенных на весах вещах не присутствует благословение [62]. То есть после того, как известен общий объем чего-либо — скажем, собранного урожая — не приходится особо надеяться на то, что Всевышний его приумножит. И хотя чудеса происходят постоянно, все же Творец осуществляет их в неявной форме — они скрыты за «законами природы». После того, как объем известен, его увеличение будет уже явным, открытым чудом, которое вряд ли произойдет.

В другом месте в Талмуде[63] рассказывается, что одно из мучных храмовых жертвоприношений («минхат хавитин» — приношение, которое осуществлял первосвященник) было необходимо разделить на 12 равных частей. Делали это «на глаз», не прибегая к измерениям, хотя приспособления для измерений веса или объема в Храме всегда имелись и были предельно точны и выверены. Основанием для такого поведения, по словам мудрецов, является стих их Торы, повествующий о несчастьях и проклятиях, которые могут постигнуть еврейский народ в случае его отхода от служения Творцу. Сказано: «…и возвращать будут хлеб ваш по весу, а вы будете есть и не насытитесь»[64]. Из этого стиха мудрецы выводят, что взвешивание или другие способы измерения муки и хлеба приводят к негативным последствиям. Некоторые законоучителя считают, что это необходимо учитывать при взвешивании мацы[65]. Автор книги «Бен Иш Хай»[66] делает из этого вывод, что когда хозяйка печет хлеб, она должна отмерять муку «на глаз». Вместе с тем, автор книги «Зоар»[67] пишет, что если измерение осуществляют во имя исполнения заповедей, то оно приводит исключительно к благословению и изобилию.

Каков практический вывод из сказанного? Представляется, что по закону нет никакой проблемы в том, чтобы измерять количество, объем или вес предметов и продуктов питания, за исключением Субботы и праздников, даже если это делают не для исполнения заповеди. И даже если некоторые люди сознательно не пользуются приспособлениями для измерения продуктов питания (или только муки), такое поведение точно не является распространенным обычаем.


[62] «Бава Меция» 42а.

[63] «Менахот» 87б.

[64] Ваикра 26:26.

[65] «Мишнэ алахот» ч.11, п.385.

[66] «Тора ли-Шма» п.137.

[67] «Пкудей» 225а.

Из журнала Мир Торы

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»