Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 7. Несколько вопросов о продуктах, не содержащих глютен

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Кашрут, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник

Произнесение благословений над безглютеновыми продуктами

Некоторым людям (например, больным целиакией) категорически запрещены продукты, содержащие клейковину или, как ее еще называют, глютен. У этих людей периодически возникают вопросы, связанные с соблюдением тех или иных заповедей. Так, например, часто спрашивают, как исполнить заповедь есть мацу в Песах и благословлять на эту заповедь, и есть ли вообще отличия в отношении благословений на пищу (до и после ее употребления) между теми продуктами, которые содержат глютен, и теми, которые его не содержат? Предварим ответы на возможные вопросы кратким объяснением природы вещей. Натуральная мука из злаков содержит белок глютен, а также амилен. При взаимодействии амилена и глютена происходит брожение, т.е. известный нам процесс, когда тесто «поднимается». Современные технологии дают возможность расщеплять злак на его составные части, т.е. на амилен и на глютен. Глютен используют для производства пищевых добавок в различные продукты, как, например, для изделий из сои. В свою очередь амилен применяется для изготовления продуктов питания, предназначенных тем, кому противопоказан глютен. При отделении глютена от амилена злак теряет способность к заквашиванию, а это свойство по словам мудрецов[61], является его определяющей характеристикой в отношении ряда законов.

Начнем с вопроса о благословениях. Когда речь идет о продукте, в состав которого входит только глютен, но не амилен, то на него не произносят ни благословение «а-моци» («Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Выводящий хлеб из земли»), которое установлено для хлеба, ни благословение «борэ миней мезонот» («Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий виды насыщающей пищи»), после которого едят изделия из злаков, которые не являются хлебом. Это связано с тем, что глютен не способствует насыщению.

Что касается продуктов, которые содержат амилен, то с ними дело обстоит несколько сложней, поскольку амилен является основой злака, и он не может закваситься лишь потому, что от него отделили глютен. Возможно, что это отличие внешнее, и тогда оно не должно влиять на закон, а возможно, что оно является существенным и может изменить закон. Поскольку такая еда насыщает, то на нее (при соблюдении прочих условий, которые не зависят от рассматриваемой нами темы), конечно же, благословляют «борэ миней мезонот» («…Создающий виды насыщающей пищи»). На примере риса можно увидеть, что благословение зависит от того, насыщает ли продукт, а не от его способности бродить.

Вопрос о благословении перед и после еды с хлебом («…Выводящий хлеб из земли» и «Биркат Амазон»), а также после того, как ели выпечку («Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, за пропитание…» («аль а-михья»)), у законоучителей вызвал сомнение. Неясно и то, можно ли с помощью мацы, не содержащей глютен, исполнить заповедь съедания мацы в Пасхальную ночь. Рав Цви Вебер, да продлит Всевышний его годы, считает, что если нет выбора, нужно съесть хотя бы такую мацу, но из-за упомянутого сомнения не произносить благословение на эту заповедь. При возможности следует внимательно послушать, как это благословение произносит тот, кто ест мацу, испеченную из обычной муки. При этом тот, кто произносит благословение, должен иметь намерение сделать это не только для себя, но также и для того, кто его слушает, а слушающий его, в свою очередь, должен иметь намерение услышать благословение, считая, что оно произносится так же и для него. Это важно не только потому, что существует сомнение, является ли изделие, не содержащее глютен, полноценным мучным продуктом, но и потому, что даже после устранения глютена небольшое его количество, по свидетельству специалистов, все равно присутствует в продукте.


[61] «Псахим» 35а; Иерусалимский Талмуд «Хала» 1.1.

Из журнала Мир Торы


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»