Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
35. Изменить свое поведение в том, что нарушил. Если смотрел на женщин — пусть опускает глаза. Если злословил — пусть изучает Тору. И пусть старается, чтобы в исполнении заповедей участвовали те части тела, которые совершили преступление. И так сказали мудрецы: «Праведники вновь становятся желанным тем же, чем согрешили». А также сказали: «Если ты совершил множество преступлений, исполни против них множество заповедей». Ноги, быстро бегущие ко злу, пусть бегут к исполнению заповедей. Язык лживый — пусть же нёбо его произносит правду, и уста раскроются мудростью, и Учение милосердия пусть будет на языке его. Руки пролили кровь — пусть щедро раскроет руку свою для бедных братьев своих. Глаза надменные — да будет смирен и да потупит глаза свои. Сердце предается преступным мыслям — пусть будут в нем слова Торы, и мысли /сердца/ его пусть будут о познании. А кто поссорил братьев своих, пусть стремится к миру.
36. Изучение своих поступков. Как сказано (Эйха 3;40): «Поищем и исследуем пути наши и обратимся ко Всевышнему». Сделать это следует ради трех вещей. Первое: пусть помнит все, в чем согрешил, и исповедуется во всем, ибо исповедь — одна из важнейших принципов искупления. Второе: чтобы знал, сколько у него грехов и преступлений, и оттого стал бы еще более смиренным. И третье: хотя обязался оставить любое преступление, нужно ему знать, в чем преступил, дабы оградить себя и беречься злого начала. Потому что он склонен к этим проступкам, — однажды преступил, и злое начало овладело им. Таким образом, душа его больна от тех проступков, а больной, когда начинает выздоравливать, должен беречься от многого, что может вернуть болезнь.
37. Нужно исследовать, узнать и познать серьезность наказания за каждое преступление. За что полагается наказание плетьми, за что — карэт /ранняя смерть без потомства/ и за какое преступление полагается смертная казнь, — дабы знал размеры собственного преступления, когда станет исповедоваться. И станет он с горечью оплакивать тот проступок, которым беспредельно разгневал Всевышнего, чтобы стать еще более смиренным и страшиться своих преступлений. Потому что раскаяние лишь начало искупления тяжких преступлений, а завершают его страдания. И так написано (Ирмия 2;23): «Посмотри на путь свой в долине и познай, что ты натворил». Этот принцип мы подробнее разъясним в третьем разделе.
38. Незначительное преступление следует считать тяжким. Для этого есть четыре причины. Первая: не нужно думать о незначительности проступка, но следует помыслить о величии Того, Кто о нем заповедал. Вторая: потому что злое начало властвует там, где преступление незначительно. Возможно, что это незначительное станет поводом постоянно так поступать, и тогда эти незначительные проступки станут тяжкими преступлениями, поскольку наказания полагаются за каждый проступок, и вместе собираются в наказание как за тяжкое преступление. Пример тому шелковая нить, слабая и тонкая, — если ее сложить много раз, она превратится в крепкий канат. Третья причина: если человек постоянно повторяет преступление, совершать его становится как бы дозволенным в его глазах, и тем самым человек снимет с себя бремя обязанности и не станет остерегаться этого преступления. И будет он считаться «сбросившим с себя бремя обязанности» (пор-кей оль) и «отрицателем одной» из обязанностей (см. далее). И четвертая причина: если уж злое начало победило человека в малом, то вскоре победит и в великом. Как сказали мудрецы, кто в гневе бьет посуду, да будет в твоих глазах идолопоклонником. И сказано (Берешит 4;7): «Если пойдешь по прямому пути, возвысишься». Это значит — отчего ты разочарован? Если пойдешь по прямому пути и вернешься ко Мне, то возвысишься, как сказано (Иов 11; 15): «Тогда вознесешь беспорочно лицо свое». А так же можно объяснить, как «получишь прощение». «А если не пойдешь по прямому пути — у врат ждет тебя преступление». Если не раскаешься в том, что совершил, с тобой останется не только прежнее преступление. Ибо злое начало ждет тебя у ворот, чтобы привести к преступлению во всех твоих деяниях. Однажды победив, оно постоянно побеждает тебя и ставит тебе ловушки, — а ты попадаешься в них снова и снова и не возвращаешься с раскаянием ко Всевышнему. «И к тебе страсть его», — сбить тебя с ног. И оно постоянно поджидает тебя. «А ты властвуешь над ним», — если захочешь его побороть. Поэтому полагается наказание за преступление, поскольку Всевышний дал тебе возможность совладать со злым началом.
39. И сказал Шломо (Мишлей 13; 13): «Пренебрегающий словом (Всевышнего) причиняет себе вред, боящемуся же заповеди — воздастся». Здесь речь идет о тех, кто пренебрегает незначительными проступками, — они причиняют себе вред, как уже было упомянуто. «А боящийся заповеди» — боится не исполнить заповедь, подобно тому, как боится тяжкого преступления, — ему воздастся. Он уготован к полному воздаянию. И сказали мудрецы: «Будь осторожен в легкой заповеди, как и в серьезной». И еще сказали, что заповедь тянет за собой заповедь, а преступление тянет за собой преступление. Награда за заповедь — это заповедь, а вознаграждение за преступление — преступление.
40. Исповедь. Как сказано (Ваикра 5;5): «И пусть признается в том, что согрешил». И следует упомянуть преступления свои и своих отцов, потому что он может быть за них наказан, если следует их образу действия. И так написано (там же 26;40): «Тогда признаются они в виновности своей и в виновности отцов своих».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»