Из цикла «Знание Субботы», темы: Подготовка к Субботе, Суббота, Одежда, Цицит, Талит, Рав Эуд Авицедек
«Царское одеяние» (в которое был одет Мордехай в Свитке Эстер) — это талит, предназначенный для исполнения заповеди, как написано в Зоаре : «облачение царства» (Виленский Гаон). «И дал в долю боящимся Его голубую нить, которая подобна Его славе» (Берешит раба).
Маараль объясняет данный вопрос. «Суть в том, что заповедь цицит, белые и голубая нити, предназначена для того, чтобы помнить все заповеди, повелительные и запретительные. Белый цвет чист, и он намекает на исполнение повелительной заповеди, когда у выполняющего есть заслуга; а голубой цвет указывает на выполнение запретительной заповеди, ведь преступающий ее подлежит наказанию, и голубой цвет подобен Трону Славы, на котором восседает Царь Суда, дабы осуществить возмездие грешникам. Цицит указывают на то, что человек подготовлен к принятию заповедей, которые тонкие и протяжённые, как нити, и они — установление Царя, уподобленные Трону Славы. Ибо Трон указывает на Царствование, что Он — Царь, приказывающий человеку исполнять заповеди… Голубой цвет указывает на вид Трона, а белый указывает на саму сущность Трона, и потому написано: “И увидите ее (голубую нить), и будете помнить все заповеди Господа…” И сказали в Гемаре: Тот, кто выполняет заповедь цицит, как будто принял лик Шехины, поскольку о цицит написано: И увидите её… А это видение — знак вещи свыше, и потому оно подобно принятию Шехины».
В цицит — «облачение царственности» — заложено принятие ига царства Творца, ига Его заповедей — повелительных и запретительных. И потому в этом одеянии заложено принятие лика Шехины. Суббота связана с тайной «Помни и храни в одном речении» — единства повелительной и запретительной заповедей. Любовь и страх в ней едины. Это суббота, равновесная всей Торе, в ее принятии заложено принятие ига царства Небес. И потому одно из выражений почитания субботы — облачаться в это царственное одеяние.
*
Как мы объясняли, суть качества Малхут — предел и актуализация всех качеств. И на это же указывает одежда с цицит: «Ибо сам талит — это отрез ткани (גלימא) от слова גולם (заготовка, болванка), а из угла, который есть конец и предел одежды, выходят тонкие нити, и эти нити намекают на то, что со стороны человека он в реальности, и из-за этого следует принять божественный заповеди. Цицит есть напоминание обо всех заповедях, поскольку заповедь цицит существует только потому, что человек актуализируется аспектом своей славы, и потому следует принять все заповеди, посредством которых он реализуется полностью. Поэтому данная заповедь равновесна всем заповедям» (Маараль).
«Заворачивается в цицит и сидит со всей серьезностью, ожидая принятия лика субботы, как если бы он выходил навстречу царю» (Рамбам, Законы субботы).
Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»