Из цикла «Знание Субботы», темы: Подготовка к Субботе, Суббота, Одежда, Уважение, Святость, Рав Эуд Авицедек, Адам
«Что это за почет (субботы), о котором говорили мудрецы? Человеку следует омыть горячей водой лицо, руки и ноги в честь субботы, после чего он заворачивается в цицит и сидит со всей серьезностью, ожидая принятия лика субботы, как если бы он выходил навстречу царю. А мудрецы древности собирали своих учеников в канун субботы, облачались и говорили: Давайте выйдем навстречу царице-субботе! В честь субботы также следует надеть чистую одежду. И не должна быть будничная одежда подобна субботней…» (Рамбам, Законы субботы).
К почитанию субботы относится умывание тела и перемену одежды. «Две вещи были у первого человека: одно — образ Б-га, в котором он был сотворен, а второе — почет и слава, и это — одеяния Адама. Ведь раби Йоханан называл одежду “мое уважение”» (Маараль).
Если мы рассмотрим глубинный смысл вопроса, то увидим: одеяние души — это тело. Перемена одежды указывает на исправление качеств.
*
«Когда ты поразмыслишь об “образе Б-га” и об “одеяниях”, ты поймешь, что образ — это нечто божественное, а слава — не есть нечто божественное: она обращена к миру» (Маараль). Мы можем дать такое определение: одеяния — это тот способ, через который раскрывается внутреннее содержание вещи по отношению к другим. Это раскрытие происходит посредством сокрытия внутреннего содержания и демонстрации только того, что разрешается раскрыть. Одеяние есть раскрытие уважительным образом. А ведь в этом и заключается суть почета (как объяснялось в книге Знание молитвы): раскрытие, указывающее на глубину сокрытия, которое невозможно раскрыть. Поэтому у каждого человека есть одеяния в соответствии с его достоинством и в соответствии с тем, как он открывается другим людям.
Корень данного явления — раскрытие Всевышнего в мире через одеяния, — ведь все мироздание и Тора есть облачения для раскрытия воли Всевышнего в мире, они — слава Творца. «Господь воцарился, величием облачен». Поразмыслите над этим хорошенько.
«Великолепием облек день отдохновения» — намек на то, что субботняя одежда не должна быть подобна будничной. И об одежде священника сказано: «…для славы и великолепия», и написано: «надень одежды великолепия своего» (Абудраам, Субботний молитвенник). В этот день прорывается и светит внутреннее содержание мироздания — «врата, обращенные на восток… откроются», и потому облачения Царя — все мироздания — светят особым сиянием и славой, «небеса рассказывают славу Б-га».
Так это и по отношению к человеку — микрокосму Творения: его возвышенное внутреннее содержание сияет и прорывает одеяния его тела: «…благословил Он ее (субботу) светом лица человека, освятил ее светом лица человека, свет лица человека в будни не похож на свет его лица в субботу» (Берешит раба 11:2). Это свечение дополнительной души. Поэтому человек должен поставить себя в положение уподобления формы Создателю, надев соответствующие субботе одеяния, и облачиться в царское убранство навстречу царице-субботе. Поразмыслите над всем этим.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»