Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Умение присоединиться к истинной реальности требует умения отделять эту реальность от сущностей воображения и лжи

Даат: постижение истинности вещей такими, как они есть, в их различении от других вещей

«И сказал Моше Г-споду: Вот, Ты говоришь мне: “Веди народ сей”, а не известил меня, кого пошлешь со мною, хотя Ты и сказал: “Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих”. Теперь же, если нашел я благоволение в очах Твоих, молю: Дай мне знать пути Твои, дабы я знал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих. И смотри: Люди эти — народ Твой» (Шмот 33:12).

«На уровне простого смысла “Твои пути” — Твои качества, ибо пути Всевышнего — это Его атрибуты… и сразу после этого упомянул качества: милосердный, милостивый, задерживающий гнев и умножающий благо… И Моше попросил две просьбы: одну возможную — “дай мне знать пути Твои”, и это знание эпитетов, Его описаний. И Всевышний ответил ему: Я проведу все Мое благо перед тобой. А вторая — невыполнимая: Покажи мне Свою славу… и это — просьба о Его сути и истинности. И ответил ему: Не сможешь ты увидеть Мое лицо».

Рамбам объясняет смысл второй просьбы Моше: «Что именно хотел учитель наш Моше постичь, когда сказал: “Покажи мне, прошу, Славу Свою”? (Шмот 33:18) Он хотел знать истинную сущность Святого Благословенного до такой степени, чтобы познать Его в своем сердце, как знают человека, лицо которого видели раз и очертания которого врезались в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей. Так хотел учитель наш Моше, чтобы реальность Святого Благословенного была в его сердце отделена от всего остального — до знания Его истинной реальности, как она есть» (Рамбам, Законы основ Торы 1:10).

В этом цель постижения знания (даат): постичь истинность вещей, как они есть, в их различении от других. Другими словами, умение присоединиться к истинной реальности требует умения отделять эту реальность от сущностей воображения и лжи, порождений материальности. Только таким образом возможно соединение человека с этой реальностью.

А ответом Творца на эту просьбу было: «что не в силах разум живого человека, состоящего из тела и души, постичь это до конца». Чтобы достичь этого знания, необходимо полное отделение от материальности.

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»