Темы: Разум, Духовность, Рав Ашер Кушнир, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, помогите понять один важный термин, звучащий отовсюду, но все вкладывают в него «свой» смысл. Этот термин — «духовность». Часто слышу, как люди разных профессий применяют этот термин к своим областям: музыканты говорят, мол, какая бездуховная музыка, поэты говорят, мол, какая нынче бездуховная поэзия и т.д. Вопрос: 1. Что на самом деле подразумевает термин «духовность»? 2. Применим ли он к музыке, поэзии, творчеству или — только к человеку? Спасибо Вам. Антон
Уважаемый Антон!
Вы поднимаете тему, в понимании которой действительно существует большая путаница.
В мире принято практически всё, что не связано с плотскими потребностями человека, относить к духовности. Поэтому чтение книги, прослушивание музыки, посещение кино и театра, увлечение искусством в целом и даже, порой, путешествия и просто культурно проведённое время многие рассматривают как примеры духовной жизни.
Может быть, с точки зрения семантики такое разделение между сугубо плотским и неплотским оправдано, но, по сути, к описанию истинной духовности отношения не имеет.
Дело в том, что вышеперечисленные примеры «духовности» — не более чем удовлетворение разных потребности души. То есть, как тело требует удовлетворения своих физиологических потребностей, так и наличие «физиологии» чувств и эмоций, воображения и разума требует своей «пищи».
К примеру, интересная и живая беседа доставляет радость не телу, а душе, тем не менее, это — не более чем удовлетворение эмоциональных потребностей человека. Так же и увлекательные фильмы, театральные представления, «интернетные» удовольствия удовлетворяют потребности развитого воображения. Казалось бы, мыслительная активность, типа решения задач, игры в шахматы, разгадывания ребусов и кроссвордов и тому подобного — духовна, тем не менее, и в этом всего лишь проявляется естественная потребность разума в присущем ему роде деятельности.
Так в чём же истинная духовность?
В общем — в области столкновения духовного и материального. В частности — там, где разум производит усилие, чтобы перебороть леность мысли, слепые желания воображения, чувств и тела. Только там, где, вопреки всем душевным силам, разум не теряет контроль, а ведёт человека к определённой цели, там и создаётся духовность, построенная собственным усилием.
Поэтому, в отличие от действия потребления, действие производящее, то есть, сама творческая деятельность и её результат — духовны. По этой причине музыка, поэзия, проза могут быть более «духовными» и менее «духовными», в зависимости от меры усилий и реализации таланта, в них вложенных.
Но что касается самих творческих людей, то их можно назвать людьми духовными условно, только в момент «творческих мук». А вот в остальное время, как это раскрывают их биографии и автобиографии, они мало чем отличаются от обыкновенных, приземлённых людей.
Чтобы быть человеком духовным, требуется жить духовной жизнью. Но для этого необходимо понять, в чём она состоит, то есть, знать секрет духовной жизни.
Ведь человеческая мысль, ощущая величие духовного и низость телесного, может прийти к выводу, что телесные желания — это зло и что духовная жизнь обязывает подавлять телесность. Поэтому идеал всех истинно ищущих духовности — аскетизм, уединение в горах и лесах, жизнь отшельника в монастыре. И это максимум, что человек смог бы постичь своим умом.
Но Творец приготовил для человека совершенно другую возможность духовного развития, как ни странно, используя именно мир материальный.
Как описывает РАМХАЛЬ в книге Дэрех а-Шем, чтобы человек мог постичь духовность материального мира, Творец установил ему границы и порядки в его использовании. Все прелести этого мира будут раскрыты, но не всё дозволено. Будет хотеться всего, но добро принесёт только часть, то, что надо, а не то, что хочется. И тогда, если человек примет это правило и будет действовать в границах и согласно порядкам, которые установил Творец, то такое телесное действие, даже само по себе, будет создавать духовность. Тем более, если этому будет сопутствовать должное осмысленное намерение. Границы и порядки — это заповеди Творца, запрещающие и повелевающие.
Поэтому еврей, скрупулёзно соблюдающий предписания Творца, живёт настоящей духовной жизнью. Исполнение заповедей требует духовного контроля в действии, в ощущении и в намерении. Ежедневная молитва требует огромных усилий концентрации внимания. Изучение Торы оттачивает разум, очищает его от примесей духовной нечистоты, освобождает от предвзятостей телесных желаний и всецело направленно на развитие чистой духовности.
Несомненно, легче развить свою духовность, живя отшельником, но гораздо сложнее этого добиться, находясь в рутине жизни среди людей, в быту, с семьёй, за едой. И именно это Творец нам повелевает — жить духовно в мире материальном. В этом секрет духовности, и к такой жизни надо стремиться.
Всех Вам благ.
С уважением, Ашер Кушнир
Читайте также: тема Духовное развитие человека
Рав Ашер Кушнир
Рав Арье (Лев) Кацин
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Яков Шуб
Можно ли еврею для развлечения посетить корриду?
Рав Ашер Кушнир
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечают на вопросы: в чем секрет успеха Мордехая и Эстер? Ведь неслучайно руководителями еврейского народа, сумевшими предотвратить его уничтожение, были именно они? Чему я могу у них научиться как руководитель?