Из цикла «Даат тфила», темы: Провидение, Упование, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Небесный суд, Имя Творца, Раскрытие Всевышнего
В таком вопле нет «маловерия», наоборот, нет более высокого выражения веры. Веры в Творца мира, дающего жизнь всему мирозданию и в каждый момент создающего мир из ничего, Творца, в чьих силах аннулировать и изменить природную систему. Это — вершина веры, когда человек устанавливает в своем сердце знание, что вся природа есть воля Всевышнего, Его посланница, и Он в любой момент может отменить ее и действовать по отношению к человеку с личным Провидением-управлением, которое не подчиняется никаким законам природы — даже тем, которые Творец Сам в нее заложил. Здесь выражается вера в абсолютное Единство, как ее подробно объясняет Рамхаль в книге Даат Твунот.
В этом — максимальное знание веры, как оно заповедано сынам Израиля: «И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Г-сподь (Авайе) есть Б-г (Элоким) на небе вверху и на земле внизу — нет более».
Имя Авайе есть корень внутреннего управления (управления «совершенного единства», как определяет его Рамхаль), которое не ограничего природными процессами. Управление полного милосердия, вся суть которого — раскрытие воли Сущего в мироздании. Оно внутренним глубоким движением ведет все мироздание во всех его перипетиях к тому дню, когда раскроется единство Творца, и будет Г-сподь един и Имя Его едино.
Имя Элоким есть корень природного управления, заложенного при сотворении мира. Управление имени Авайе спрятано и скрыто, а управление Суда, Элоким, — явно. Это управление, ограниченное путями правосудия и ограничениями природы и судьбы. Так Творец управляет мирозданием посредством двух этих управлений до того, дня, когда «будет Г-сподь един и Имя Его едино», и внутреннее управление будет действовать открыто.
Подобно тому, как в силах молитвы народа Израиля привести к раскрытию того Дня: «Если будете просить — просите» — если вы попросите ускорить конец времен», так в силах вопля одного человека притянуть на себя это внутреннее управление, когда Всевышний относит к нему качество Милосердия (Имя Авайе), отменяет вынесенный ему приговор и выводит его из-под управления судьбы. В этом и есть категория голоса: полное милосердие Имени Авайе.
Этот вопль, выражающий возвышенную веру Общины Израиля в своего Творца, не требует сокрытия. Наоборот, ему подобает прилюдность, и Израиль «дерзко» поднимает своей голос и выражает веру народа в своего Друга, свою зависимость от Него в полной уверенности. Всевышний страстно желает именно такой молитвы, и так Он говорит Своей супруге — народу Израиля: «Дай мне услышать твой голос — когда вы молитесь предо Мной высоким голосом — ибо голос твой приятен — в молитве» (Мидраш зута на Песнь Песней 4).
Израиль тоже знает об этом и объясняет беды и постигающие его страдания личным Провидением от Всевышнего. Израиль понимает, что они приходят, чтобы пробудить его вернуться и молиться перед Всевышним. Он чувствует, что Творец желает этих молитв, приходящих прорвать завесы природы и просить Его близости и причастности из тех далей и скрытий. Он знает, что в этом и есть слава Всевышнего, которая поднимается и возвышается из веры и упования, выражаемых в таких молитвах. Эти знания и чувства — прочная основа того самого «дерзкого поведения», заложенного в эти молитвы.
«Ибо купивший мезузу за один грош и укрепивший ее на своем косяке, имея при этом правильное намерение, уже признал, что мир не вечен, а сотворен, признал всезнание Творца и Его провидение, истинность Торы и пророчеств, кроме того, что признает величие милости Творца». И в этом вера Израиля: «Нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, пока мы не поверим, что все, что с нами происходит, — все это чудеса, нет в них природы и естественного хода событий, как по отношению к индивидууму, так и к общине» (Рамбан). В такой молитве, как мы объяснили, присутствует провозглашение этой глубинной веры, веры в Единство, что все природное управление есть «чудо» от Творца, и в Его руке — изменить его или остановить так же, как Он дает ему существование в каждый момент времени.
В этом цель «намерения создания» — раскрытие единства Творца. Именно к этому ведут все процессы «шести тысяч лет» — к тому дню, когда будет Г-сподь един и Имя Его едино. Народ Израиля, единственный народ, провозглашающий единство Имени, выражает эту веру возвышенным голосом, говоря перед Ним: мы — Твои создания, и только на Тебя мы уповаем.
Эта вера нуждается в постоянном укреплении. Быть уверенным в способности молитвы изменить порядки природы и отменить суровый приговор. Выражением укрепления этой веры является вопль и старание, пусть и дерзкое, «уговорить» Всевышнего.
Такой вопль не есть «внешнее действие», его суть — передать внутренний голос крика души, прорывающегося через ограничения тела. «Моим луком» — это мольба (см. выше): чем больше натягивается тетива внутрь, по направлению к лучнику, тем дальше летит стрела. Чем более внутренним будет крик, тем сильнее он прорывает и разрезает все небесные тверди. Как говорит Зоар: «Три вещи здесь… Крик, когда кричит и не говорит ничего… сказал раби Йеуда: Значит, крик больше их всех, ибо крик — в сердце. Об этом сказано: “Кричало их сердце к Г-споду”. Крик — это одна вещь, она ближе Всевышнему, чем молитва. Сказал раби Йеуда: Велик вопль, ибо он разрывает все приговоры человека. Раби Ицхак говорит: Велик вопль, что властвует над высшим качеством Суда. Раби Йоси говорит: Велик вопль, что властвует в сем мире и в мире Грядущем; ради вопля наследует человек сей мир и Грядуший мир».
Так и в мидраше: «Несколько видов молитвы существует, и вопль — выше всех их» (Шмот раба 34).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»