Из цикла «Даат тфила», темы: Моше, Еврейская молитва, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Сказанное все еще неполно. Мы должны различить еще одну тонкость. И чтобы подчеркнуть необходимость этого различения, мы возвращаемся к тому же базисному вопросу относительно молитвы. На первый взгляд, после того, что было объяснено до сих пор, ответ понятен и абсолютно ясен. Человек изменился после молитвы и стал другим, раскаялся, в трепете и преклонении предстал перед Творцом миров, поднялся до уровня души, приобщается к Б-гу и выражает чистую любовь и сердечное томление, аннулирует себя для выполнения воли Всевышнего. Понятно, что его многочисленные прошения и мольбы изменят приговор и исполнят его просьбы, — ведь в этом и заключается воля Всевышнего, как мы объяснили.
Однако в Торе есть место, которое не может быть удовлетворительно объяснено таким образом.
Шмот«И сказал Моше Г-споду: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен» (Шмот 4:10). И вот, Моше, не желая идти, не молился Всевышнему, чтобы Тот устранил его косноязычие. Но аргументировал: «Поскольку Ты не убрал мое косноязычие в тот момент, когда сказал мне идти, — не приказывай идти, поскольку Властелин мира не может послать косноязычного посла царю народов. А Всевышний, поскольку Моше не молился об этом, не хотел излечить его, но вместо этого сказал: “Я буду с твоими устами и укажу тебе, что говорить” (Рамбан).»
Наш учитель Моше, раб Всевышнего, человек Б-жий, говорит с Всевышним и находится в состоянии пророчества, максимально возможного совершенства и приобщения человека к Творцу. Речь идет о миссии, необходимой для него и для всего народа Израиля, стенающего под тяжестью рабства. Пришло время освобождения, которое они заслужили. Всевышний приказывает Моше идти по Его воле: «Я буду с твоими устами и укажу тебе, что говорить», но «поскольку Моше не молился об этом, не хотел излечить его». Здесь невозможно спокойно удовлетвориться объяснениями, которые мы привели до сих пор. Чего здесь не хватает? Ведь Моше уже и так совершенен, молитва не принесет никакой дополнительной пользы и не исправит его. И он в любом случае пойдет, даже против своего желания, избавлять евреев. Почему же Творец не пожелал вылечить его?
Ключ к пониманию данного вопроса находится в словах Маараля, в ответе на вопрос, который мы привели выше в его формулировке.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»