Из цикла «Дерех эрец», темы: Зависть, Хесед, Дерех Эрец, Шауль Вагшал
Следует остерегаться, чтобы не навлекать на себя зависть окружающих. Мы учим это из того, что сказал Яаков своим сыновьям во время голода: «Зачем вы показываете себя (сытыми)?» (Берешит 42:1). Объясняет Раши, что хотя в это время у них еще был хлеб, Яаков сказал своим сыновьям: Не следует показывать перед сыновьями Ишмаэля и Эсава, будто вы сыты (чтобы не вызывать у них зависти). В этих словах есть еще и дополнительный смысл. Яаков повелел сыновьям, чтобы они не входили в Египет все вместе и через одни ворота, но чтоб входили порознь и через разные ворота — чтобы каждый растворился в толпе входящих во избежание «дурного глаза», ибо все они были красавцы и богатыри.
В Иерусалимском Талмуде по поводу всего сказанного выше приведена следующая молитва: «Да будет воля Твоя, чтобы не было во мне зависти к другим, и в других — зависти ко мне» (Брахот 4:2).
Пишет Орах мейшарим, что не следует одеваться в роскошные одежды, выделяющиеся своей красотой и великолепием, — ни мужчинам, ни женщинам, ни детям, ни в будни, ни в шабат, но только в одежды, не выходящие за определенные усредненные рамки. Ибо роскошные одежды пробуждают зависть не только внутри общины, — мужчин к мужчинам и женщин к женщинам (как мы это видим и сегодня, как следствие погони за модой), — но также и зависть неевреев, среди которых мы живем. (Все сказанное относится также и к большим и роскошным домам). Орах мейшарим приводит по этому поводу также и сказанное в Талмуде: «Сказал рав Папа: Если переведутся гордецы — переведутся подстрекатели (против евреев)». Объясняет Раши: Если не будут евреи похваляться своими прическами и одеждами, то не будет и тех, кто подстрекает к ненависти против них (Орах мейшарим 21:5, в примечаниях). И потому следует избегать, насколько только возможно, того, чтобы выставлять напоказ перед всеми свое богатство и успехи во всех делах — материальных, и в том, что связано с детьми, и во всем другом. Сказанное не относится только к делам благотворительности, ибо, как говорят, «соблюдающий заповедь не узнает зла». Но и здесь, как правило, лучше дать цдаку скрытно, хотя и бывает, что предпочтительнее сделать это публично, чтобы подать пример другим. В таком случае следует дать значительную сумму и этим помочь многим другим тоже удостоиться заповеди. Но когда состоятельный человек дает публично маленькую сумму, не соответствующую его богатству (даже если он помимо этого пожертвует скрытно), другие по его примеру дадут еще меньше, и он тем самым причиняет ущерб делу благотворительности.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»