Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Сказано в Талмуде: «Тот, кто хочет брать (то есть принимать благодеяния от других людей), — пусть берет, как это делал Элиша» (Брахот 10б). Хоть и сказал царь Шломо: «…ненавидящий дары жить будет» (Мишлей 15:27), — тем не менее тому, кто находится в дороге, или вследствие иной нужды, разрешается принимать благодеяния от других людей, и даже богатому, ведь и Элиша тоже был богат (все пророки были богаты, как сказано в Талмуде — Недарим 38а).

Однако тот, кто получил что-либо от другого, должен постараться сделать что-нибудь для дающего или по крайней мере благословить его (чтобы не воспитывать в себе дурное качество — считать, что все кругом ему обязаны: «мое — мое, и твое — мое» (Авот 5:10), а также из обязанности воздавать долг благодарности).

Тот же, кто не желает брать у других, вправе поступать так, и это не является проявлением гордости или высокомерия. Но если он видит, что товарищ хочет дать ему от всего сердца, и знает, что подарок в пределах его возможностей и не отягощает его, то лучше не отказываться и принять подарок один раз, как сказал об этом раби Пинхас бен Яир: «Евреи — святой народ, и достойны они того, чтобы можно было взять у них» (Хулин 7б).

Трапеза, недостаточная для самих хозяев, и трапеза скупца

Следует остерегаться, чтобы не есть там, где еды недостаточно для самих хозяев; наши мудрецы определили это как авак гезель (действие с легким налетом воровства) (Рамбам, Законы тшувы).

И точно так же запрещено брать что-либо у человека, который дает не от всего сердца и жалеет то, что дает (Сота 38б).

(Вся эта глава основана на книге Орах мейшаримШульхан арух аль мидот, гл. 18 п.п. 1—4,7,18).

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»