Темы: Заповеди, Одежда, Цицит, Талит, Благословения, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Решил взять на себя исполнение заповеди о постоянном ношении цицит. В большой талит закутываюсь каждое утро на время молитвы, а сейчас хочу начать носить и малый в течение дня.
Интересно узнать мнение о майках-цицит, что называется на иврите гуфият цицит, талитов-сеточек облегчённых и т.п. Это нормально, кошерно? Заранее благодарю! Михаэль
Здравствуйте, Михаэль!
Прежде всего, хочу Вас поздравить с таким важным решением. Многие мудрецы Торы особенно трепетно относились к этой заповеди, поскольку ее исполнение равносильно исполнению всех заповедей Торы вместе взятых. Тем более что, совершив относительно нетяжелое действие, человек исполняет заповедь каждое мгновение, когда талит на нем. (Некоторые галахисты считали: каждый раз, когда человек смотрит на кисти цицит, он выполняет заповедь Торы, как сказано: «и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Б-га…» — Бемидбар 15-39).
Согласно букве закона, майку-цицит можно считать кошерной. Но синтетический талит в виде сеточки, согласно ряду авторитетных мнений, не является кошерным, поэтому произносить благословение, надевая его, нельзя — ведь, как известно, если есть сомнение, надо ли произносить в том или ином случае благословение, лучше не произносить, чем произнести лишний раз.
Поясню это галахическое решение.
В чем проблема с майкой-цицит? Галахическими авторитетами обсуждалось несколько вопросов:
1. Согласно мнению Хазон Иша, у одежды-цицит должна быть «удлиненная линия плеча», т. е. суммарная длина обоих «плеч» должна превышать ширину выреза для головы. А у майки-цицит обычно «линия плеча» короткая.
2. Некоторые считают: майка предназначена для того, чтобы впитывать пот, а такая одежда не требует цицит.
3. Согласно учению Аризаля, есть проблема с тем, чтобы надевать цицит на голое тело.
Тем не менее, несмотря на все перечисленные проблемы, согласно букве закона майку-цицит можно считать кошерной. Поскольку, согласно мнению автора комментария Мишна Брура (16:17), нет требования, чтобы линия плеча одежды-цицит была удлиненной (а в разногласиях между мнением Мишны Бруры и Хазон Иша для нас, как правило, решающим является мнение Мишны Бруры).
Точно также нельзя однозначно сказать, что майка предназначена исключительно для впитывания пота, ведь мы надеваем майку и в холодные дни. Кроме того, автор Мишны Бруры (16:17) нигде не говорит о том, что одежда, надеваемая на голое тело, не требует цицит и не приводит мнение Аризаля по этому вопросу.
В свете сказанного можно сделать вывод, что, согласно букве закона, майка-цицит — кошерна. Единственное, на что следует обратить внимание: чтобы по бокам майки был достаточно большой разрез, длина разреза должна составлять большую часть длины майки, начиная от верхнего края плеча и до самого низа (а не начиная с нижнего края прорези для руки).
С талитом-«сеточкой», кроме упомянутых, есть несколько более серьезных проблем.
1. В Шульхан Арухе (16) сказано: одежда с цицит должна прикрывать тело таким образом, чтобы взрослый человек не стеснялся выходить в ней на улицу хотя бы изредка. А, поскольку сквозь талит-«сеточку» видно тело, обычный человек не выйдет в такой одежде на улицу.
2. По многим мнениям синтетическая одежда не требует кистей-цицит. Согласно же мнению рава Элияшива, синтетическая одежда со швами требует цицит, но на нее нельзя произносить благословение.
Из-за этих проблем галахические авторитеты полагают, что не стоит носить талит-«сеточку», а если уж надевать его, то без благословения.
Подведем итог:
• Лучше всего носить обычный талит — прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы — чтобы заповедь была соблюдена согласно всем мнениям.
• По букве закона можно носить также майку-цицит при условии, что у нее достаточно большие разрезы по бокам.
• Талит-«сеточка» занимает самую последнюю строчку в списке предпочтений, поскольку, согласно мнению большинства законодателей, не является кошерным.
Удачи Вам в Вашем начинании!
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Бенцион Зильбер
Необходимо в талите спать?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?