Темы: Материя, Каббала, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ духовном мире у людей есть одежда, квартира, там есть животные, птицы, деревья?
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос.
Начну с небольшого предисловия. Рав Исраэль Лорбербойм в книге «Дополнительное измерение» пишет: «Чтобы понять действительность духовных миров, не ошибаясь грубо и не плавая по волнам вольного воображения, следует исходить из основополагающего понимания, что разум, которым обладает человек, — материален и он не способен абсолютным образом постичь духовную реальность. Однако, когда он знает и осознает ограниченность своего постижения, он может истинным и адекватным образом подойти к пониманию духовных систем».
Далее он пишет, что будет ошибкой сравнивать материальный мир с духовными и предполагать, что те законы, которые действуют в материальном мире, обязательно будут действовать и в духовных. Так, например, всякий материальный предмет находится в определенном месте, так что слова «близко» и «далеко», когда речь идет об объектах материального мира, воспринимаются в соответствии с понятиями пространства и указывают на расстояние до этих объектов. А в духовных мирах нет пространственных ограничений, поэтому понятия «близко» и «далеко», когда речь идет об этих мирах, имеют иное значение, указывают на сходство характеристик объектов. Так, два подобных объекта будут считаться близкими друг к другу, а два различных — далекими друг от друга.
Чтобы лучше понять это, приведем пример. Два человека, которые любят друг друга, ощущают духовную близость, которая не зависит от физического расстояния между ними. А если между людьми нет ничего общего, они ощущают, что между ними — большое «духовное расстояние», даже когда находятся рядом друг с другом.
Подытожим: реальность духовных миров — совершенно иная, чем реальность мира материального. В духовных мирах нет материи, пространства и времени. И, соответственно, в духовной реальности нет перечисленных Вами объектов в таком виде, как мы это привыкли воспринимать.
Теперь постараемся разобраться, что же там все-таки есть. Говорит мидраш (Берешит Рабба 10, 7): «Нет такой травинки внизу, у которой не было бы своего мазаля (что-то вроде ангела-хранителя) в Небесах, который ударяет по ней и говорит ей: “Расти!”». То есть, у каждого творения здесь, в материальном мире, есть корень в духовных мирах, который является источником его жизненной силы.
Рамхаль пишет об этом так («Путь Творца», ч. 1, гл. 5): «Одна из великих основ, которыми мы обладаем, говорит, что всему, что находится в нижних мирах, соответствуют трансцендентные силы. Всякий объект нижнего мира развивается из этих сил и проистекает из них в порядке, установленном Высшей Мудростью. Эти силы — корни нижних объектов, которые, в свою очередь, являются ответвлениями и порождениями этих сил, и они связаны друг с другом, как звенья в цепи... Однако основа сущности мира и его истинное состояние — в этих высших силах... Таким образом, все, что произошло или происходит в нижних мирах, проистекает из процессов, имеющих место в этих силах».
Из сказанного следует, что существует прямая связь между духовным источником и его материальным воплощением в этом мире. Более того, в каббалистических книгах сказано, что духовный корень и материальный объект — это не две разные сущности. Духовный корень — это первичная сущность в духовных мирах, которая спускается из высшего духовного мира, проходит через все миры, пока не достигает самого нижнего, материального мира. При этом в каждом мире, который проходит этот духовный корень, он получает воплощение, соответствующее сущности и уровню этого мира.
Таким образом, от мира к миру, происходит постепенная материализация объекта. Различие же между двумя «смежными» мирами подобно различию между душой и телом (см. книгу «Нэфеш а-Хаим», шаар 1, гл. 5). То есть, духовный корень и материальный объект — это единая сущность, у которой, при этом, есть различные воплощения в каждом из миров. И, значит, на Ваш вопрос, есть ли в духовном мире животные, птицы, деревья, ответ — есть. Но это не какие-то отдельные объекты, которые находятся только в этом духовном мире, а те же самые животные, птицы и деревья, что и в нашем мире, только в их духовном «виде».
До сих пор речь шла о творениях Всевышнего (в Вашем вопросе — это животные, птицы, деревья), которые находят свое воплощение во всех мирах, начиная с их духовного корня и заканчивая их материальным воплощением.
Что касается плодов человеческого труда (в Вашем вопросе — одежда, квартира), можно предположить следующее: известно, что действия человека в нижнем мире оказывают влияние на духовные миры. Исполнение заповедей «исправляет» миры, грехи — разрушают. То есть влияние на духовные миры идет не только Свыше, но и из нашего материального мира.
Более того, в трудах Аризаля, а вслед за ним — расширенно — в хасидских книгах сказано, что и одежда человека, и его дом сообщают ему так называемый «ор макиф» — свет, окружающий его. «Ор макиф» — это свет духовный, и, следовательно, принадлежащий духовным мирам. Таким образом, получается, что и у одежды, и у жилья тоже есть свое отражение/воплощение в духовных мирах. Это положение, кстати, позволяет в новом свете увидеть необходимость носить скромную и опрятную одежду.
С уважением Менахем Эпель
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Менахем Эпель
Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?
Рав Овадья Климовский
Что говорит об этом Рамхаль?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Менахем Эпель
Зачем тогда иметь много детей?
Рав Эльяким Залкинд
Это ангел или некая безличная сила? Или сущность Самого Всевышнего?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?