Темы: Еврейский закон, Суд, Убийство, Рав Мендель Агранович, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДолжен ли еврей бороться с мошенничеством? Например, пойти в полицию, чтобы разоблачить мошенника? Но ведь еврей не должен ненавидеть другого еврея! Мы же должны любить друг друга. Его и так Бог накажет?? Как нужно поступить согласно Торе??? В.
Уважаемый В.!
Ваш вопрос очень неоднозначный. Что значит пойти в полицию — пойти туда работать или просто обратиться с жалобой на мошенничество?
Итак, пойти в полицию работать… Далеко не всегда в полиции приходится работать в «белых перчатках», и далеко не всегда их способы получить информацию и добиться показаний согласуются с требованиями Галахи. Поэтому рваться на такую работу сложно, нужно быть либо очень богобоязненным и знающим, либо вообще свободным от этих качеств, относиться к подобным вопросам индифферентно. Ни в коем случае не хочу сказать что-то дурное про каких-то конкретных людей, работающих в полиции: они, конечно же, спросили обо всех методах работы у своих раввинов, а что не спросили — то спросят при первой же возможности.
Более того, часто бывает так, что и наказания, и пресечение преступлений — вообще вне рамок Торы, и тогда полицейский, задержавший нарушителя и способствующий всему этому процессу, также нарушает Тору.
Как же будет порядок в Стране? — спросите Вы. В рамках светского государства — тупиковый вопрос. Ведь пока мы не будем согласны с тем, что соблюдение законов Торы обязательно для нас, несмотря на то, что с момента ее дарования прошло 3317 лет, невозможно выстроить всю систему управления Страной по Торе. Например, в Торе нет понятия лишения свободы. То есть, вор не должен сидеть в тюрьме (не как в известном фильме!)
А что вор должен делать? Вернуть украденное: либо вернуть в два раза больше, либо только стоимость украденного (в зависимости от того, был он уличен или признался сам). Если же человек и убил, и украл, — тогда ему полагается смертная казнь. Если выполняются все условия, необходимые для ее применения по еврейскому Закону.
Об обращении в полицию.
С другой стороны, в сложившейся ситуации, пока мы не удостоились жить под властью Торы, если человек стал жертвой мошенничества, он может обратиться в полицию, чтобы вернуть украденное. Но тут тоже существует несколько нюансов.
Например, в некоторых странах пенитенциарная система подвергает жизнь человека опасности. И как можно в этом случае способствовать его заточению в застенки?
Например, есть закон: если кто-то причиняет мне вред прямо сейчас, в данный момент, можно его остановить, обезвредить, чтобы он прекратил это делать. Останавливать его можно — вплоть до применения мер физического воздействия, а не только уговорами. Но выдать его царским властям нельзя, так как они причинят ему ущерб значительно больший, чем тот, который нанес он. Хотя постфактум, если пострадавший обратился к властям и те вернули ему деньги, пострадавший может их брать, обращаться к властям запрещено (Рамо, Хошен Мишпат 4, от имени Трумат а-Дэшен).
Но тогда религиозные евреи станут легкой добычей для еврейских жуликов, и нельзя оставить последних без сдерживающего фактора, а потому:
1. Там, где пенитенциарная система подвергает жизнь и здоровье человека опасности, можно выдавать властям лишь наглых воров, которые иначе будут злоупотреблять своей безнаказанностью.
2. В странах, где тюрьмы — сдерживающий фактор, но не представляют опасности для жизни их обитателей, можно способствовать поимке известных наглых жуликов, а также заявлять в полицию на людей, причиняющих нам ущерб, чтобы его возместить.
3. Работать в полиции — не в патруле, а следователем, — индивидуально, нужно иметь очень серьёзные познания в Галахе и юриспруденции, чтобы уметь понять, как и где они стыкуются, а где расходятся, и что и как спросить у раввина.
Все, что мы здесь писали, относится к жуликам и ворам, но никак не к террористам и убийцам, о них можно сказать, что они сами подписали себе приговор.
Но и в этом Вы абсолютно правы: нельзя никого ненавидеть (за определенными исключениями), нужно только поступать по Торе. Исключение — только те, кого Галаха разрешает ненавидеть.
А то, что Б-г накажет и наказывает, — это верно, но это не меняет нашей роли, которую Он указал нам в Торе.
И Вы правы, про убийц сказано: придет Хозяин виноградника и выполет (уничтожит) Свои колючки (см. Бава Меция 83 б). Но это про тех, кого по закону Торы не судят человеческим судом, например, за отсутствием свидетелей… А роль, которую Всевышний возложил на нас, мы обязаны выполнять.
С уважением и пожеланием, чтобы были у нас такие судьи и советники, как в давние времена, Мендель Агранович
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Гади Поллак
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Неизвестный автор
После взрыва бомбы 26 августа 1938 года. Площать у Яффских ворот Старого города.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?