Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С какого возраста приучают детей произносить благословения перед едой?

Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Заповеди, Благословения, Дошкольники, Младшие школьники

Отложить Отложено

Расскажите, пожалуйста, с какого возраста приучают детей произносить благословения перед едой и т.п.? И можно ли произносить имя Б-га и отвечать «амен» при их обучении? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам.

Для приучения к каждой заповеди есть свой возраст. Известно, с какого примерно возраста ребенок способен «тренироваться» в выполнении той или иной заповеди. Произносить благословения приучают тогда, когда ребенок начинает понимать, к Кому обращаются в этих благословениях.

Дети 6-7 лет

Мудрецы определили, что это — возраст приблизительно 6-7 лет (Мишна Брура[i], Орах Хаим 269:1).

С этого возраста при обучении детей разрешено произносить благословения полностью, с именем Всевышнего, поскольку это делается ради обучения (Шулхан Арух[ii] 215:3).

Но, когда произносят благословение только ради обучения, то оно — «не настоящее» и на него не отвечают «амен». А вот когда ребенок произносит благословение перед едой и т.п., то сейчас он уже говорит его «по-настоящему» и поэтому на него следует ответить «амен».

Ребенка младше 6-7 лет строго по букве закона нет обязанности обучать благословениям, поэтому не отвечают «амен», даже когда ребенок произносит благословения «по-настоящему» — перед едой и т.п. (Мишна Брура 215:16). О том, как принято поступать сегодня смотри ниже.

Дети младше 6-7 лет

Однако сегодня принято приучать детей к благословениям дома и в дошкольных учреждениях уже где-то с трех лет («Ханох лэ-Наар»[iii], с. 40). К этому возрасту ребенок уже может иметь минимальное представление о том, что нужно благодарить, когда он что-то получает.

Когда ребенок только начинает учиться благословениям и родители произносят благословение вместе с ним, то разрешено произносить Имя Всевышнего полностью. Когда он уже умеет произносить Имя Всевышнего, то, произнося благословение с ребенком, говорят только начало Имени (А-до…), а ребенок уже завершает сам.

Следует отметить, что правильное произношение Имени Всевышнего для ашкеназим — «А-дой-ной», с ударением на последний слог. Для сфарадим — «А-до-най».

Многие галахические авторитеты[iv] разрешают отвечать «амен», когда ребенок даже младше 6-7 лет произносит благословение «по-настоящему» перед едой и т.п.

Это разрешено, только если ребенок слышит, что на его благословение отвечают «амен». Ведь тогда существует «воспитательный момент» — ребенок и сам приучается отвечать «амен» на благословения. Однако, если, например, родители находятся в другой комнате и слышат, как ребенок произносит благословение перед едой, они не должны отвечать «амен», т.к. в данном случае нет «воспитательного момента».

А вот если благословение произносит ребенок лет 6-7 или старше, на его благословение необходимо отвечать «амен» независимо от того, слышит он или нет, ведь это уже «настоящее» благословение.

Разумеется, при таком обучении следует учитывать развитие ребенка, не стоит нагружать его, если он еще не готов. И важно помнить: наиболее эффективно обучение через позитивную мотивацию (похвала или угощение). Наказания и порицания зачастую приводят к обратному эффекту.

С уважением, Яков Шуб


[i] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).

[iii] Автор — раби Шалом-Дов-Бер (или Довер) Шнеерсон из Любавичей (Адмор а-Рашаб, 5621-5680 / 1860-1920) — пятый хабадский Ребе. Его книга (брошюра) «Ханох лэ-наар» — завещание Рашаба своему сыну; название взято из Мишлей 22:6 — «Воспитывай ребенка его путем (в соответствии с его природой)…»

[iv] «Законоучители», знатоки Галахи (еврейского Закона), имеющие право выносить законодательные решения.

Материалы по теме

Основы воспитания в духе Торы

Рав Хаим Фридляндер

Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.

Транзитный лагерь. Хайфа. Израиль

Неизвестный автор

Транзитный лагерь в Шаар Ха-Алия. Хайфа. 1950 год. Шаар Ха-Алия, Неве Давид были первоначально созданы в 40-х и 50-х годах в качестве транзитных лагерей для новых иммигрантов, когда Хайфа была одним из основных пунктов въезда для иммигрантов. Позже было построено постоянное жильё и район стал частью сетевого окружения Хайфы.

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Основные принципы воспитания детей

Рав Ашер Кушнир


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше