Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Большинство человечества не признает истинность Торы из-за демонов?

Темы: Предназначение, Свобода выбора, Сатан, Добро и Зло, Ангел, Зависимости, Бесы, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! Я читаю книгу «Хасидская мудрость», где собраны высказывания и притчи хасидских учителей, и они говорят, что Сатан и бесы-демоны всё-таки существуют и цель демонов и Сатана, если я правильно понял, — сбить человека с истинного пути.

Так, может быть, из-за демонов и Сатана человечество в большинстве своём не может признать истинность того, что написано в Танахе и, соответственно, иудаизма? С уважением, Святослав

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, уважаемый Святослав!

Спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, — небольшое замечание по поводу самого вопроса:

Вы пришли к выводу, что Сатан и бесы существуют, изучая книгу «Хасидская мудрость». На самом деле об их существовании можно узнать и из многих других еврейских источников, начиная с самых основополагающих.

Теперь по существу. Узнав о существовании демонов и Сатана, Вы спрашиваете: не из-за них ли человечество в большинстве своём не может признать истинность Танаха и иудаизма?

В иудаизме Сатан — это ангел-посланник Всевышнего, призванный устраивать человеку испытания в этом мире. Он — не самостоятельная сущность, которая восстала против Творца и потому может творить беспредел, а инструмент в руках Всевышнего, выполняющий Его волю. Демоны, хотя их природа другая, тоже имеют ограниченную Творцом функцию.

А Всевышний хочет, чтобы у людей была свобода выбора. И поэтому, с одной стороны, в этом мире есть зло и есть Сатан и бесы. Но, с другой стороны, их сила ограничена, и есть также добро — в разных проявлениях. Вот как, например, наш сайт и ему подобные, где популярно и доступно излагается взгляд иудаизма.

О том, что выбрать добро — доступно, могут свидетельствовать многочисленные «баалей тшува» — люди, вернувшиеся к вере отцов, а также геры-прозелиты и ноахиды. И среди них немало людей, которые ради этого оставили славу, почет и деньги. Упомяну только рава Ури Зоара[i], благословенной памяти, популярного израильского киноартиста, сценариста, режиссера, который, оставив славу и успешную карьеру, выбрал истину.

Но, действительно, следует понять, как такое может быть, что «Сатана там правит бал» и большинство людей не приходят к истине?

Не стану приводить аргументы в пользу истинности иудаизма и Торы, это сейчас не наша тема. Приведу только два красивых высказывания, подчеркивающих остроту вопроса. Рав Йеуда-Лейб Ашлаг (Бааль Сулам)[ii] сказал: «Испытание можно уподобить ситуации, когда человеку предложили выбрать одно из двух — либо огромный дом, либо маленький серебряный бокал — и бокал ему полюбился больше, чем дом».

А рав Шимшон-Давид Пинкус[iii] сказал: «Человек, который говорит, что мир возник сам по себе, представляет собой яркое свидетельство силы Творца, Который, чтобы сделать возможным выбор, создал человека способным дойти до подобного, граничащего с сумасшествием, искривления разума».

Возможно, ответом на Ваш вопрос может быть идея из «Очерка о выборе» рава Элияу-Элиэзера Деслера[iv] (Михтав мэ-Элияу. ч. 1, с. 111). Он приводит частный пример, чтобы вывести из него общее правило:

Возьмем заядлого курильщика, который из-за большого числа выкуренных за день сигарет страдает ночью от болей в груди. И вот ночью, когда ему очень больно, он решает, что больше ни в коем случае не будет курить. Однако, проснувшись утром, он снова ощущает сильное желание закурить.

Теперь он испытывает, с одной стороны, острую потребность в никотине, с другой — страх боли. И говорит себе: «Выкурю только одну сигарету. От одной ведь не будет болеть». И выкуривает одну. Когда через некоторое время у него снова возникнет желание покурить, он опять скажет себе: «Ведь это тоже только одна». И так он снова будет курить весь день, а ночью страдать от боли.

А что будет на следующий день? Курильщик знает, что если разрешит себе даже только одну сигарету, — снова попадется в ловушку. Тем не менее, он снова обманет себя, как и вчера. И так далее.

Обратим внимание: если бы оба желания — избежать боли и курить — предстали бы перед человеком «на равных» и он судил бы о них беспристрастно, точно и спокойно, разумеется, страх боли оказался бы сильнее желания курить. Как же более слабое желание побеждает? Только благодаря описанному самообману.

Теперь важно выяснить, что заставляет человека предпочесть логику самообмана здравому смыслу, согласно которому он действует в обычных ситуациях? Желание курить? Нет. Ведь страх боли сильнее, иначе не нужен был бы самообман — курил бы себе без самооправданий.

Отсюда вывод: человек может сознательно игнорировать ясную ему истину и цепляться за воображение, которое скроет от него ложь, лежащую в основе его выбора. То есть, не желания человека, а он сам является причиной своего неверного выбора.

Это очень кратко, рекомендую всем, у кого есть такая возможность, изучить этот очерк.

Интересно, что известный английский писатель-философ Олдос Хаксли, который всю жизнь был сторонником теории эволюции, в последние годы жизни написал статью «Исповедь профессионального еретика», где описывается нечто подобное самообману курильщика. Вот его слова:

«У меня были причины не хотеть, чтобы у мира был смысл, в результате чего я предположил, что у мира нет смысла, и без особых трудностей я мог найти достаточно веские обоснования этому предположению… как для себя, так и, без сомнения, для большинства людей моего поколения. Философия бессмысленности была средством освобождения. Освобождение, которого мы хотели, это было одновременно освобождение от определённой системы политики и экономики и освобождение от определённой системы морали»

Будем молиться, чтобы исполнилось в ближайшем будущем пророчество Йешаяу (11:9): «Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами».

С уважением, Менахем Эпель


[i] См. «Подвиг рава Ури Зоара».

[ii] Раби Йеуда-Лейб Ашлаг (Бааль а-Сулам; 5646-5715 / 1886-1954, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся каббалист и комментатор последних поколений. Его труд «Сулам» — комментарий на книгу Зоар, основу каббалистического учения. Комментарий включает в себя полный перевод Зоара с арамейского на иврит. В своем труде «Талмуд Эсер а-Сфирот» раби Ашлаг обобщил и систематизировал кабалистическое учение Аризаля. В книге «Паним Меирот» прокомментировал каббалистический трактат «Эц Хаим», написанный ближайшим учеником Аризаля, раби Хаимом Виталем.

[iii] Рав Шимшон-Давид Пинкус (5704-5761 / 1944-2001, США, Израиль) — раввин г. Офаким, знаток Каббалы, знаменитый «даршан» (лектор-проповедник) и один из выдающихся духовных наставников последнего поколения.

[iv] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше