Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Царь Шауль был отрицательной личностью?

Темы: Запреты, Война, Грех, Шмуэль, Колдовство, Заповеди, Давид, Шауль, Депрессия, Цари Израиля

Отложить Отложено

Квод hаРав (уважаемый раввин), Шалом! В Иерусалиме и не только в нём есть улицы, названные в честь царя Шауля. Но ведь царь Шауль был совершенно отрицательной личностью. Он был вынужденной мерой для Исраэля как царь. Он был патологическим параноиком. Он постоянно желал смерти Давиду и охотился за ним. Он повелел убить 80 коэнов. Б-г через Шмуэля отобрал у него царство. Он обратился за помощью к Эйн-Дорской колдунье. Как можно в честь такого человека называть улицы в городах? Тода (спасибо). Марк

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Марк!

Я бы скорее сказал о Шауле, что он трагическая личность, но не преступник. Он был сам по себе большим человеком. Не случайно Б-г велел пророку Шмуэлю его помазать на царство.

У него была удивительная скромность. Когда его помазали на царство, он даже не сообщил семье (Шмуэль I 10:16).

Да, он совершал грехи (Диврей а-Йамим I 10:13, 14), но, как уже сказал раби Йеуда а-Леви, «велик тот, чьи грехи можно сосчитать».

Он не дождался пророка Шмуэля и сам принес жертву. Шмуэль велел ему подождать семь дней, но ситуация становилась всё опасней — и Шауль принес жертву до прихода пророка (Шмуэль I 13:8-14).

Вторая ошибка — не уничтожил Агага «и лучших овец» и т.д. (Шмуэль I 15:9). Боялся народа — т.е. у него не было решительности не считаться с мнением народа, когда есть прямой приказ Б-га. Тогда царство было передано другому, Б-г велел Шмуэлю помазать на царство Давида, пока тайно: «…ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (там же, 23). И с тех пор у Шауля был руах раа, наказание от Б-га — депрессия или мания преследования (там же, 16:14).

Уничтожение коэнов города Нова было страшным преступлением (Шмуэль I 22:6-19). Ахимелех а-Коэн и город коэнов не собирались ничего делать против царя Шауля, не вступали в заговор. И то, что он погиб на войне, было наказанием от Б-га за то, что он казнил коэнов Нова.

Но ведь он был уже болен и под воздействием руах раа считал, что жители Нова восстают против него.

Обращение к Эйн-Дорской колдунье также было преступлением.

Написано (Брахот 12): если человек совершает преступление и стыдится этого, Б-г прощает его. Талмуд замечает, что, объясняя пророку Шмуэлю, зачем он потревожил его, обратившись к колдунье, Шауль не упоминает урим и тумим. Говорит, что Б-г не отвечал ему ни через пророков, ни через сновидения, а об обращении к урим и тумим — ни слова (Шмуэль I 28:15). Талмуд говорит: Шауль стыдился упоминать урим и тумим, находившиеся на нагруднике Коэна Гадоля (Первосвященника), из-за того, что казнил коэнов Нова.

Царь Шауль прожил трагическую жизнь. Но и тогда, когда он уже страдал от руах раа, ему всё еще было присуще величие.

Так, Шаулю и его людям сообщили, что «бунтовщик» Давид находится в пустыне Маон, и они пошли, чтобы его схватить. Люди царя уже окружали Давида с его людьми, но тут к царю пришел вестник и сказал: «Иди скорее, ибо плиштим напали на страну». Шауль оставил всё, хотя Давид был уже практически окружен, и пошел сражаться за общенародное дело.

Шмуэль сообщил Шаулю, что тот погибнет в бою вместе со своими сыновьями. Сделать было ничего нельзя, война уже шла. И он идет в этот бой, не бежит, оставив армию. Это тоже мужество — не убегать от того, что должно быть. Возможно, он понимал, что это будет его искупление.

Шауль назван «бхир а-Шем» — «избранник Б-га» (Шмуэль II 21:6).

Давид, оплакивая Шауля и его сына Йонатана, сказал: «Исраэль, краса на горах твоих (пала) убитой! Как пали герои!.. Шаул и Йонатан, любимые и приятные при жизни своей, и в смерти своей неразлучны; быстрее орлов, сильнее львов они были… Как пали герои, погибла сила ратная!» (Шмуэль II 1:18-27).

В Гмаре задается вопрос (Йома 22 б): насколько уверенно может себя чувствовать человек, которому помогает Б-г, до каких пор ему не надо бояться, что Б-г его оставит? Ведь Давид совершил два преступления и не был лишен царства, а Шауль совершил одно — и был лишен царства? Из Гмары видно, что у Б-га было разное отношение к нарушениям Шауля и нарушениям Давида. Неужели Б-г взирает на лица?!

Ор а-Хаим объясняет: Б-г требует от каждого «по его возможностям», в соответствии с его натурой. Шауль был по натуре уравновешенным. А уравновешенный человек не таким большим усилием может удержаться от нарушений. Давид же был «кипящим», как сказано, «красноватым» (Шмуэль I 16:12). Такому надо намного больше работать над собой, чтобы избежать ошибок. А Б-г судит каждого соответственно его природе, его силам и возможностям.

Именно поэтому Б-г отнесся по-разному к ошибкам Шауля и ошибкам Давида.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше