Темы: Богатство, Зависть, Предназначение, Шломо, Скромность, Скромность в одежде, Цари Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня сразу несколько вопросов.
Единственная причина, по которой человек должен быть скромным, — это потому, что у других людей это может вызвать зависть и другие негативные эмоции?
Написано, что человек должен надевать одежду, соответствующую его общественному положению. То есть хорошо обеспеченные люди всё-таки могут носить недешёвую одежду?
Ещё я предполагаю, что набожные люди меньше подвержены зависти.
В теории: 1. может ли ношение дорогой одежды, драгоценностей и других предметов роскоши стать непрямым освящением имени Творца? Ведь если все знают, что этот человек — религиозный, он отделяет до 20% доходов на благотворительность и, когда его спрашивают, говорит: «Барух Ашем (слава Б-гу), Всевышний дал. Если бы не Всевышний…»
2. По идее, люди нерелигиозные могут подумать: «Вот он — религиозный — так хорошо живёт, может, и мне узнать, что он там изучает и т.д.» Ведь люди думают, что набожность — это сплошные запреты и заповеди. А когда они увидят, что можно быть религиозным и при этом жить в достатке, радости и вполне современно, я так полагаю, это может стать освящением имени Всевышнего. Имеет ли такой вариант право на существование? Константин
Здравствуйте, Константин!
Так как же вести себя соблюдающему еврею со средствами? Действительно непростой вопрос. С одной стороны, есть шанс освятить Имя Б-га. С другой, риск вызвать зависть и неприязнь окружения, даже оттолкнуть других от веры. Что делать? Скрывать достаток или нет? Отличный вопрос, спасибо Вам!
Кто как реагирует
По-видимому, нам предстоит взвесить: какая реакция при виде «преуспевающего праведника» более вероятна? Вы думаете: «Вот он — религиозный — так хорошо живёт, может, и мне узнать, что он там изучает…» Но ведь не исключена и обратная реакция: «А-а-а, религиозный?! Вот куда наши денежки уходят! Мы тут вкалываем, а он сидит с книгами, штаны протирает… паразит датишный!» — характерно для некоторых групп в Израиле. В странах рассеяния можно услышать другой вариант: «Смотри, Мань, как жиды обворовали государство! Чтоб он…» И дальше нецензурно.
Мне почему-то кажется, что сегодня мало кто сможет по достоинству оценить праведника и отдать ему дань уважения. Да и праведников настоящих, таких, что освящают Имя Всевышнего своим существованием, честно говоря, еще поискать надо. Поэтому хочется предположить, что тот, кто ведет себя скромно, останется в выигрыше. Не стоит слишком шиковать на публике.
Скромно — это как?
Насколько скромно вести себя? Ведь и в скромности тоже есть градация. Понятно, что не надо ходить как бомж. Скромность — это не самоунижение. Скромность никак не противоречит осознанию своей значимости.
Есть тут интересный момент: тот, кто в глубине души ощущает свою несостоятельность и ненужность, не сможет быть скромным. Он будет кричать о себе и демонстрировать при каждом случае: «Смотрите на меня, я всё-таки не пустое место, я чего-то стою!» Так он, подсознательно, пытается убедить в этом самого себя. Скромность — это качество людей целостных. Людей, которые знают себе цену, но не живут потребностью доказывать свою ценность каждому встречному.
Скромность еврея — это глубокое осознание своей значимости как «представителя» Всевышнего среди людей. Слуга Самого Творца мира — это немало и это обязывает. Поэтому мы должен носить опрятную и достойную одежду уважающего себя человека. И главное — стараться вести себя соответственно внешнему виду. Не секрет, что освящение или, не дай Б-г, осквернение Имени в большей степени зависит не от одежды, а от нашего поведения.
Не только во внешности, но на других «направлениях», например, в приобретении имущества стоит быть скромным. Машина, квартира и т.д. — такие, чтобы отвечали потребностям семьи, не больше. Не стоит окружать себя чрезмерной роскошью. Важно помнить слова Рабана Гамлиэля[i] (Авот 2:7): чем больше имущества — тем больше забот… Зачем осложнять себе жизнь?
Богатство царя Шломо
Возможно, есть и исключения из этого правила. Есть соблюдающие люди, которым приходится жить жизнью социальной элиты. Это как? Случается, что достаток и положение дается человеку для выполнения определенной духовной миссии.
Приведем пример — царь Шломо. Он был не только мудрейшим из мудрых, но и богатейшим из богатых. Творец наделил его властью и богатством ради великой цели. Во времена Шломо еврейское царство достигло небывалого расцвета. Окрестные правители считали за честь выдать своих дочерей за великого монарха. Имя царя Шломо и — благодаря его освящению Имени — Имя Всевышнего гремело на весь мир.
Понятно, что праведность царя не мешала ему на высоком престоле. Он одевался как царь, вел себя как царь и жил как царь, выполняя этим волю Всевышнего и неся знание о Нем, Благословенном, всем народам. Он успешно играл особую роль, уготованную ему Свыше.
Играть свою роль
Нечто подобное бывает и сегодня. Возьмем, например, человека, дело которого — собирать средства на учебные заведения, где изучают Тору. Он должен быть частью общества, с которым работает. Иначе никак. Если негласный закон не позволяет приехать на банкет олигархов на автомобиле эконом-класса и в шортах, то у нашего знакомого должен быть личный «Мерседес» и костюм от модельера. А как же скромность? В этом его скромность: использовать полученные средства для исполнения воли Всевышнего.
Конечно, это непросто. Людей, способных на такое, по-видимому, совсем немного. Требуется крепкая вера, чтобы сказать себе: «Это всё — не мое, это Б-г дал мне, поскольку хочет принести через меня благо людям. Я — только звено в Его, Всевышнего, цепочке. Он выбрал меня на эту важную роль, и я благодарен Ему». Человек, способный на такое, бесспорно, находится на очень высоком духовном уровне.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Рабан Гамлиэль бар-Раби — старший сын Раби Йеуды а-Наси; сменил отца во главе Санхедрина (Ктубот 103 б). Принадлежал к переходному поколению между танаями и амораями (мудрецами Мишны и Талмуда). Его ближайшими учениками были раби Ошая и раби Йоханан, руководители следующего поколения мудрецов.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мира Вайсбин
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мирьям Климовская
Не считаете ли Вы, что это пережиток прошлого?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?