Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

10 блиц-ответов на самые распространенные вопросы о Рош а-Шана

Темы: Запреты, Праздники, Заповеди, Зажигание свечей, Молитва, Благословения, Обычаи

Отложить Отложено

Предлагаем Вашему вниманию 10 вопросов о законах и традициях Рош ашана, которые еще не обсуждались у нас на сайте.

1. Когда зажигают свечи в Рош а-Шана?

2. Когда зажигают свечи во второй день Рош а-Шана?

3. Когда можно начать приготовления к вечерней трапезе во второй день Рош а-Шана?

4. В каком порядке едят «симаним» на трапезе в Рош а-Шана?

5. Нужно ли произносить благословение на те «симаним», на которые обычно произносят «Борэ при а-адама» («…Создавший плод земли»)?

6. Какие орехи не принято есть в Рош а-Шана?

7. Как поступить тому, кто забыл произнести вставку «Яале вэ-яво» в молитве после трапезы «Биркат а-Мазон» в Рош а-Шана?

8. Когда можно садиться в синагоге при повторении хазаном (кантором) молитвы Рош а-Шана?

9. Чего мы желаем друг другу вечером в Рош а-Шана?

10. Обязана ли женщина слушать трубление в шофар в Рош а-Шана?

Отвечает рав Яков Шуб

1. Когда зажигают свечи в Рош а-Шана?

Как существует заповедь зажигать свечи перед субботой, так существует и заповедь зажигать свечи перед Рош а-Шана и другими праздничными днями.

Поскольку Рош а-Шана не суббота, а Йом Тов (праздник), разрешено переносить огонь. Поэтому некоторые зажигают свечи прямо в Рош а-Шана перед трапезой. Другие зажигают перед наступлением Рош а-Шана — как перед наступлением субботы. Тем, у кого нет постоянного обычая, следует зажигать свечи до наступления Рош а-Шана.

Если первый день Рош а-Шана выпадает на Субботу, то по всем мнениям зажигают до наступления Рош а-Шана.

2. Когда зажигают свечи во второй день Рош а-Шана?

Во второй день Рош а-Шана свечи разрешено зажигать только после выхода звезд, т.к. запрещено подготовлять что-либо в первый день Рош а-Шана на второй. Перед зажиганием свечей произносят: «Барух а-Мавдиль бейн койдеш ле-койдеш» («Благословен Отделяющий святое от святого»).

3. Когда можно начать приготовления к вечерней трапезе во второй день Рош а-Шана?

По той же причине нельзя начинать приготовления к вечерней трапезе во второй день Рош а-Шана до выхода звезд.

Поэтому до выхода звезд нельзя накрывать на стол, разогревать и варить еду и т.п. для вечерней трапезы второго дня Роша а-Шана.

4. В каком порядке едят «симаним» на трапезе в Рош а-Шана?

«Симаним» начинают есть с финика, на него произносят благословение «Борэ при а-эц» («…Создавший плод дерева»), т.к. он относится к «семи видам плодов, которыми славится земля Израиля». Если нет финика, то начинать следует с граната.

Дальше можно есть симаним в любом порядке.

5. Нужно ли произносить благословение на те «симаним», на которые обычно произносят «Борэ при а-адама» («…Создавший плод земли»)?

На часть симаним, с которых начинают трапезу, обычно произносят благословение «Борэ при а-адама», например, «силка» — это свекла, «кара» — особый вид тыквы, морковь и т.п. Существует спор, надо ли произносить на них благословение во время трапезы Рош а-Шана.

Согласно первому мнению, благословение «Борэ при а-адама» произносить не надо, т.к. эти овощи считаются частью трапезы. По другому мнению, благословение следует произнести, т.к. эти овощи едят только в качестве симаним, а не как часть трапезы.

Чтобы учесть оба мнения, можно произнести благословение «Борэ при а-адама» на продукт, который точно не является частью трапезы, например, на банан. Если такой возможности нет, то можно полагаться на первое мнение.

6. Какие орехи не принято есть в Рош а-Шана?

В Рош а-Шана не принято есть орехи, т.к. гематрия[i] слова אגוז(«орех») — такая же, как гематрия слова חטא («грех»). Не принято есть: грецкие орехи, пекан, фисташки, миндаль, кедровые орешки.

7. Как поступить тому, кто забыл произнести вставку «Яале вэ-яво» в молитве после трапезы «Биркат а-Мазон» в Рош а-Шана?

Тот, кто забыл вставку «Яале ве-яво» («Да поднимется и придет… к Тебе… наша молитва…») после утренней трапезы не должен произносить «Биркат а-Мазон» снова, т.к. некоторые галахические авторитеты разрешают поститься в Рош а-Шана.

Существует спор, что делать тому, кто забыл вставку «Яале ве-яво» после вечерней трапезы. Поэтому лучше попросить другого человека, чтобы он произнес «Биркат а-Мазон» со вставкой для вас, и Вы, таким образом, выполнили бы мицву (заповедь) с его помощью. Если такой возможности нет, то не надо читать заново.

8. Когда можно садиться в синагоге при повторении хазаном (кантором) молитвы Рош а-Шана?

Изначально надо стоять все время, пока хазан повторяет молитву. Кому это тяжело, может сесть, при этом помня о «порядке приоритетов»:

1. можно сесть, только когда ковчег закрыт;

2. можно сесть, когда произносят дополнительные гимны (пиютим), даже когда ковчег открыт;

3. в крайнем случае можно сидеть и во время повторения основного текста молитвы.

9. Чего мы желаем друг другу вечером в Рош а-Шана?

После молитвы и приходя домой в первую ночь Рош а-Шана произносят следующее благословение-пожелание:

לשנה טובה תיכתב ותיחתמ לאלתר לחיים טובים ולשלום.

Лэ-шана това тикатэв вэ-тихатэм лэ-альтер, лэ-хаим товим у-лэ — шалом («Да будете вы записаны (в Книгу Жизни) на хороший год, хорошую жизнь и мир немедленно, и пусть эта запись будет скреплена печатью».

Это же пожелание женщине звучит так:

לשנה טובה תיכתבי ותיחתמי לאלתר לחיים טובים ולשלום.

Лэ-шана това тикатви вэ-тихатми лэ-альтер, лэ-хаим товим у-лэ-шалом.

После утренней молитвы в первый день Рош а-Шана и после вечерней молитвы во второй день Рош а-Шана говорят:

גמר חתימה טובה.

Гмар хамита това («Хорошей окончательной записи»).

10. Обязана ли женщина слушать трубление в шофар в Рош а-Шана?

Женщина не обязана слушать трубление в шофар в Рош а-Шана, т.к. это заповедь, связанная с определенным временем. Тем не менее, большинство женщин стараются приложить усилия, чтобы послушать шофар, если это возможно. Поэтому те женщины, которые не могут присутствовать на молитве и слушать шофар, могут прийти на трубления, которые организуют позже специально для женщин.

С уважением, Яков Шуб


[i] Числовое значение слова. Каждая буква еврейского алфавита имеет числовое значение. Сумма числовых значений всех букв слова — его гематрия.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше