Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Религиозные предписания отвлекают от действительно важных вещей?

Темы: Запреты, Скромность, Праздники, Пост, Заповеди, Прощение, Искупление, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Узнал, что в пост Йом-Кипура нельзя даже рот полоскать после чистки зубов. Я вот не пойму: а зачем такие предписания? Какая от них духовная польза? Неужели они сделают человека лучше, добрее?

Мне все эти предписания напоминают языческие суеверия, когда даже нельзя садиться на углу стола, а то жены не будет. Как говорит моя мать, с такими суевериями лучше заранее в гроб лечь и ждать смерти, чтобы случайно не нарушить все эти запреты. Языческие суеверия в огромных количествах отвлекают человека от главного — заботиться о моральной стороне своей жизни.

Вопрос: разве все эти предписания, которые соблюдаются иудеями, не отвлекают внимание иудея от действительно важных вещей? Я еще понимаю запрет на работу в день субботний, но чтобы аж рот полоскать нельзя — это уже слишком. Мыться даже нельзя. А если я случайно в грязь упаду? На улицу не выходи? Разве Всевышний хочет, чтобы мы в Его праздники думали о таких мелочах, вместо того чтобы посвятить время духовному росту? Неужели полоскание зубов мешает этому? А всё время думать о том, чтобы не нарушить предписания, не мешает? Владислав

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Шалом, Владислав.

Есть мудрая немецкая пословица, смысл которой: чтобы правильно сформулировать вопрос, надо сначала ответить на половину этого вопроса.

На протяжении тысячелетий люди верили в высшие силы, разного рода божества, и целью философии было — сделать понятие о Б-ге доступным для человека, рассказать о Б-ге в форме, понятной тем, кто обладает физическим телом, так как реальность Б-га не может быть постигнута полностью. И вообще вопрос о высших силах занимал и занимает человечество. Вспомним, например, о Сартре, который сказал о себе, что он настолько погружен в Бога, что во всем видит Его отсутствие.

Само религиозное богослужение включает в себя тексты, содержащие «теорию», и ритуальные действия, которые изменяются от культуры к культуре. Чем отличается религия евреев? Евреи в Земле Израиля во времена Тита придерживались религии, которая позже будет названа еврейской религией или — более коротко — иудаизмом. Это религия, основная идея которой обычно понимается как строгий монотеизм, единобожие. Кроме того, известно, что она также является религией Закона, которая требует от своих последователей выполнения одних действий и воздержания от других.

Конечно, у каждого действия есть определенная цель, к этому мы вернемся позже.

Рене Декарт сравнивает Творца с часовым мастером, который однажды изготовил часы — и с тех пор они функционируют по заложенным в них законам, без вмешательства мастера. Так и Творец, полагает Декарт, однажды создав мир, больше не вмешивается в жизнь этого мира. Науке дана сила познавать мир, поскольку законы природы неизменны. Подобный подход называется на нашем языке деизмом. (Наряду с ним существует пантеизм, отождествляющий Бога с природой).

Исследования философов продолжаются кантовской критикой разума и чистой науки, согласно которой человек имеет право обсуждать и критически рассматривать любой вопрос — и отсюда вытекает изменение отношения к религиозным учреждениям и их ритуальным действиям. Секуляризация общества в 19 и 20 веках во многом способствовала заявленному разделению веры и ритуала, веры и религии.

Поэтому я хотел бы сформулировать Ваш вопрос иначе: «Человек, который верит, в сердце которого пульсирует дух веры, не нуждается во внешних действиях? И, наоборот, тот, кто заботится о каждой детали чисто внешнего богослужения, живет только обрядом, но не имеет пламенной веры, которая и должна приближать его к Богу, — на самом деле к Богу не приближается?»

Известный психоаналитик Жан-Бертран Понталис задавался этим вопросом в своей книге «Fenêtres» (Окна): что предпочесть — «главенство буквы» или плоть?

Предполагаю, что Вы упомянули суеверия и язычество, потому что знаете, как иудаизм относится к этим предметам.

Теперь, когда мы определили вопрос, продолжим: являются ли ритуальные действия в иудаизме лишь выполнением обряда — или они имеют дополнительный, если не сказать иной, смысл?

В языческих мифологиях боги рождаются, подчиняясь так или иначе природе, судьбе и законам. А раз так, то должен быть способ воздействовать на богов, поэтому акты поклонения там — это форма магии, попытки «учить» бога или воздействовать на него другими способами.

С другой стороны, Тора начинается с «Берешит Бара Элоким» («В начале сотворил Б-г…». То есть, с сотворения мира Б-гом — без предшествующей теогонии (повествования о происхождении Самого Б-га). И если Б-г не рожден (сотворен), то Он — Единственный, Кто свободен от законов: законов природы или судьбы. Нужны ли такому Б-гу жертвоприношения или какие-либо иные действия людей?

В мидраше (Берешит Рабба 44:1) мы читаем: «Рав[i] сказал: даны были мицвот[ii] лишь для того, чтобы очищать ими созданных (людей), и разве есть Святому, благословен Он, дело до того, кто забивает (скотину) с шеи, а кто забивает (ее) с затылка? Но мицвот даны лишь для того, чтобы очищать ими созданных». Здесь употреблено слово лэцарэф, означающее «очищать в горниле» — как очищают драгоценные металлы от примесей.

(Подробнее говорить об этой теме в рамках ответа нет возможности, она слишком обширная, потребовалось бы слишком много цитат, поэтому упоминаю о личностях или методах здесь только для примера; приведенное мнение не является единственным).

Иными словами, человеку предписано соблюдать мицвот не ради Б-га, а ради себя самого. И эти заповеди-мицвот не несут обрядового смысла, не являются частью возвышенной обрядности. Их цель — воспитательная, то, что в литературе иудаизма именуется таамэй а-мицвот — «причины (по которым были даны) заповеди». Это относится как к заповеди-мицве в целом (Рамбам[iii]), так и к ее деталям (рав Шимшон-Рефаэль Гирш[iv]).

Если это так, то:

— Во-первых, в иудаизме нет чисто ритуальных действий, поэтому даже современный подход, отделяющий религию от веры, неприменим здесь, во всяком случае, в полной мере. (Я, конечно, согласен, что с психологической точки зрения такое явление возможно: человек строг в соблюдении заповедей, но вера его слаба. Однако такой внутренний конфликт не является распространенным).

— Во-вторых, нам следует сейчас задать другой вопрос: какова цель заповеди воздерживаться от различных действий в Йом-Кипур?

(Отдельно стоит отметить, что по этим причинам в иудаизме нет институтов отшельничества или монашества, хотя именно отдаляясь от активной жизни и живя жизнью только созерцательной, можно избежать нарушений. Но задача иудаизма — научить человека жить в этом мире — и во благо).

Йом-Кипур — День искупления и прощения — требует от нас своего рода страданий, «самоистязаний» (инуйענוי), среди которых воздержание от еды и питья. Везде, где в Танахе упоминается инуй, цель его — «покорить» сердце человека, «сломить» его сердце, привести к смирению, скромности (анаваענוה). Отсюда близость слов инуй и анава. На стеле Меши написано, что израильский царь притеснял, мучил Моав — вайеэнав (ויענו). Смирял его, приводил к смирению.

Мы понимаем, таким образом, что цель различных ограничений Йом-Кипура состоит в том, чтобы привести человека в состояние полного смирения. И для этого необходимо, чтобы ограничения были достаточно суровыми. Само же смирение вместе с раскаянием — условие прощения и искупления в этот день.

Так же обстоит дело и с остальными заповедями-мицвот Торы, которые полны воспитательной символики. Их цель — привести человека к знанию и постижению, определенному состоянию ума, в каждой заповеди по-своему.

Надеюсь, что сумел в какой-то мере прояснить смысл ограничений, их роли в достижении определенно состояния ума, сознания, а, по словам раби Авраама ибн-Эзры[v], Тора была дана лишь разумным.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i] Рав Аба бар-Айво (Рав, Аба Ариха, Рабейну; 3935-4007 / 175-247, Эрец-Исраэль, Вавилония) — выдающийся мудрец, принадлежал к последнему поколению мудрецов Мишны и первому поколению мудрецов Талмуда в Вавилонии, основатель ешивы в Суре, оппонент знаменитого мудреца Шмуэля.

[ii] Заповеди, которые обязаны соблюдать евреи.

[iii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[iv] Рав Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5648 / 1808-1888, Германия) — знаменитый раввин и писатель, противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма, основатель движения «Тора вэ-Дэрех-Эрец».

[v] Раби Авраам ибн-Эзра (ок. 4852-4927 — ок.1092-1167; Испания, Северная Африка, Италия, Франция, Англия, Египет, Эрец-Исраэль, Ирак, Персия, Индия) — выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.

Что такое пост и зачем он нужен?

Рав Овадья Климовский

Жаль времени на еду…

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

Так скажи дому Яакова 15. Цниют — скромность

Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»

Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше