Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышал на уроке, что ман («манна») был испытанием для евреев. В чем же здесь испытание?

Темы: Запреты, Испытание, Свобода выбора, Время, Заповеди, Упование, Досуг, Ман, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Услышал на уроке, что ман («манна небесная») был испытанием для евреев. Поясните, пожалуйста: в чем же было испытание? Давид

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Давид,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы обратили внимание на очень интересный момент. Всевышний говорит Моше о том, что Он пошлет евреям ман, так (Шмот 16:4): «…вот, Я дождем дам вам хлеб с неба; и пусть выходит народ и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему или нет».

Мы видим, что в этом стихе о мане сказано как об испытании для еврейского народа. В чем же испытание? Что может быть лучше, чем ежедневно получать готовую еду «с доставкой на дом»? Классические комментаторы не оставляют этот вопрос без внимания.

Так, Раши[i] говорит, что испытание было — насколько еврейский народ будет готов выполнять особые законы и правила, связанные с маном. Не оставлять часть мана на следующий день, не выходить собирать ман в субботу и т.п.

Согласно Рамбану[ii], испытание было в другом. Он пишет, что Всеышний специально не повел евреев по населенной и обжитой местности, где можно было достать традиционную пищу, к которой евреи привыкли. Он решил, что теперь их основной пищей будет ман, которого они не знали прежде.

Кроме того, испытание было и в том, что мана хватало только на один день. И в конце дня человек не знал, чем будет кормить семью завтра. «Пустой холодильник» и неуверенность в завтрашнем дне — это и было испытание. Оно было призвано научить евреев упованию на Всевышнего, «доверию» к Нему (битахон). В конечном счете им предстояло усвоить, что пропитание в этом мире человек получает напрямую от Творца, независимо от тех усилий, которые он прилагает.

Но давайте остановимся на другом комментарии. Рав Менахем-Мендель Панет[iii] в своей книге «Мааглей Цедек» предлагает другое объяснение испытанию маном. Наш мир так устроен, что обычно людям приходится много работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Соответственно, у них остается мало времени на что-либо другое.

В пустыне евреи были освобождены от необходимости усиленно трудиться ради пропитания. Всё необходимое они получали в готовом виде и «с доставкой на дом». Соответственно, у них высвобождалось много свободного времени. В том, как они будут использовать это время, и заключалось испытание.

Сегодня мы также в определенной мере подвергаемся подобному испытанию. Современные технологии и инфраструктура позволяют человеку высвободить много времени. Вспомните, как жили наши предки, которым надо было ходить за водой и дровами, чтобы приговорить пищу, не говоря уже о стирке и т.п. Как мы используем наше свободное время? Это тоже испытание.

Интересно, что современные психологи тоже отмечают: для многих людей наличие свободного времени является настоящим испытанием. Люди не знают, как правильно его провести, что, в конечном счете, может привести к различным проблемам.

Некоторые люди подвержены апатии — когда не хочется ничего, кроме как сидеть весь день на диване и ничего не делать.

Другие хотят что-то делать, но не могут найти что-то полезное, и это в результате приводит к разочарованию и депрессии.

Есть и такое состояние, как скука. Это неприятное состояние, при котором человек не увлечен, тем, чем занимается. Интересно, что этот дискомфорт может побудить нас действовать.

В этот момент и начинается настоящее испытание. Как провести освободившийся час? Провести время с детьми и семьей? Уделить это время изучению Торы и духовному росту? Просто уткнуться в телевизор или телефон или пропасть в «черной дыре» интернета? Как мы теперь видим, вопрос не новый…

Пусть Всевышний поможет нам всем выстоять в этом испытании и сделать правильный выбор.

С уважением, Яков Шуб


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii][ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, знаток тайного учения — Каббалы.

[iii] Раби Менахем-Мендель Панет (5578-5645 / 1818-1884, Венгрия, Румыния) — адмор (хасидский наставник) из Дежа, автор галахических респонсов на все части Шулхана Аруха (собраны в книгах «Шаарэй Цедэк», «Мишпат Цедэк» и «Авнэй Цедэк»). Его книга «Мааглей Цедэк» — комментарий к Торе.

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Общие принципы законов субботы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.

Запрет на убийство ради спасения жизни

Рав Шимон Соскин

Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше