Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему даже самые духовно сильные праведники совершают ошибки?

Темы: Злое начало, Йецер а-ра, Гордость, Раскаяние, Грех, Душа, Праведники

Отложить Отложено

Почему даже самые духовно сильные праведники совершают ошибки? К примеру, Моше Рабейну. Как вообще у людей такого духовного уровня могут возникать сомнения? N.

Отвечает рав Моше Аксельрод

Здравствуйте, N.

Отличный вопрос.

Танах говорит, среди прочего, о грехах самых великих и праведных людей, таких, например, как Моше Рабейну. Сразу возникает вопрос: как такое может быть, разве праведники грешат? Ведь они — венец творения и все их поступки правильны и просчитаны? Такой вопрос возникает иногда сегодня и у нерелигиозных людей в Израиле — в отношении религиозных: как может быть, что этот «датишник» украл или ещё что-то похуже?

Но сначала — о делах таких великих людей, как Моше Рабейну.

Всевышний создал весь этот мир для того, чтобы человек мог служить Ему, борясь со своим злым началом. Этот мир полон испытаний, и человек находится в непрерывной борьбе со злым началом, которое постоянно подстрекает его нарушать волю Всевышнего (как пишет Рамхаль[i]). Только ангелы выполняют волю Творца без каких-либо сомнений и пререканий. Если человек живёт в этом мире, значит, ему ещё есть, что исправить, и он ещё не победил свое дурное начало. Это относится даже к самым большим праведникам.

Рав Деслер[ii] пишет, что основная работа человека в этом мире — «очистить материю», то есть добиться того, чтобы наши действия соответствовали нашему разуму, мировоззрению. Наше тело является как бы «преградой» между светом Всевышнего и душой. Поэтому люди преступают законы Всевышнего. Даже у великих праведников, у которых эта преграда значительно «прозрачнее», всё равно есть какая-то «тень». Пока человек находится в этом мире и у него есть свобода выбора, он ещё в тени.

Сказано в трактате Сукка, что Моше Рабейну никогда не поднимался выше десяти тфахим[iii]. Имеется в виду, что Моше Рабейну не поднимался выше духовных границ этого мира, даже когда говорил с Всевышним. Мы видим, что даже у Моше осталась лёгкая «тень» тела.

Есть и другая причина человеческих грехов: иногда Всевышний устраивает так, чтобы человек согрешил ради собственного блага. Сказано у мудрецов, что евреи не должны были создать золотого тельца, но ради того, чтобы научить их раскаянию, Всевышний «организовал» этот грех.

Рав Деслер объясняет, что иногда и в сердце большого праведника может закрасться доля гордыни. И тогда Всевышний даёт дурному началу возможность спровоцировать праведника на грех ниже его уровня — чтобы избавить его от гордыни или чтобы показать, что такое сила раскаяния. Чтобы все смогли научиться у праведника раскаиваться в грехах.

Всё сказанное относится к великим людям. А почему мы видим сегодня религиозных людей, которые грешат? Нужно понимать, что, если человек надел кипу или отрастил бороду, это его ещё не меняет. Как говорят в шутку, борода растёт сама (человек не прилагает к этому усилий). А без усилий невозможно изменить свои качества. Поэтому известны случаи и с религиозными евреями, проявившими себя не лучшим образом.

С уважением, Моше Аксельрод


[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

[ii] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.

[iii]Тэфах – примерно 10 см.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше